Брак (НиРМ, 2000)
БРАК, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак - всегда институт социального договора. Универсальные функции Брака - упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак родителями или опекунами, женихом и родственниками невесты (чаще всего в традиционных обществах) - брачный сговор; самими будущими супругами (чаще всего в современных индустриальных обществах) - неформальная договорённость или брачный контракт. Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. В отдельных обществах допускались в прошлом или начинают допускаться в последнее время однополые браки, представляющие исключительное или редкое явление.
Согласно эволюционистским концепциям, сложившимся в 19 в. и длительное время бытовавшим в отечественной литературе, возникновению брака предшествовал так называемый первобытный промискуитет, или гетеризм, - беспорядочное половое общение. Первой формой брака считался групповой брак, трактовавшийся весьма широко - от фактических брачных отношений между конкретными группами мужчин и женщин до потенциального права представителей одной родственной группы вступать в брачные отношения с представителями другой. На смену групповому браку пришел первобытный парный, или индивидуальный брак, который мог быть полигинным или полиандрическим. Отличие парного брака от более поздней моногамии виделось в меньшей прочности брачных отношений и в равноправии супругов. Моногамия и узаконенные формы полигамии, характеризовавшиеся сугубым доминированием мужчин, связывались с возникновением и укреплением отношений частной собственности.
В современной науке сохраняется скептическое отношение к возможности реконструкции конкретных путей эволюции брака. Как правило, отвергается гипотеза группового брака и предполагается, что индивидуальный парный, полигинный или полиандрический браки были наиболее ранними формами брака, исторически равноправными, обусловленными различными локальными традициями взаимоотношений полов, которые, по-видимому, никогда не были промискуитетными и имели характер более или менее длительных избирательных альянсов. Несомненно, как институт социального договора, свидетельствующий о достаточно развитой нормативной культуре, брак имеет гораздо более позднее происхождение, чем семья, которую человек унаследовал от своего животного предка. Индивидуальный парный, полигинный и в редких случаях полиандрический брак сохраняются или сохранялись вплоть до недавнего времени в традиционных обществах. Они могли быть как кратковременными, так и прочными, в т. ч. пожизненными союзами. Обязательная и безальтернативная (в этом главное отличие от парного брака) моногамия утвердилась в связи с установлением ряда государственных правовых систем и особенно с распространением христианства, так же как и полигиния была закреплена в правовой форме исламом. Соотношение между развитием форм брака и развитием форм социальной стратификации, классовых отношений и отношений собственности не поддается однозначным трактовкам.
Нормативные установки, определяющие выбор брачных партнёров, чрезвычайно разнятся у различных народов мира. Свободный личный выбор вступающих в брак является безусловной нормой лишь в современных демократических обществах. Во всех остальных выбор партнёров так или иначе диктуется или контролируется родителями будущих супругов, их семьями, родственными группами, какими-то другими группами или лицами, руководствующимися экономическими, престижными, политическими, династийными и иными мотивами, не всегда согласующимися с интересами и устремлениями брачащихся. При этом особенно часто и значительно ограничивается волеизъявление женщин. Вместе с тем, объективно и универсально существующее избирательное половое влечение, индивидуальная половая любовь повсюду сказываются на реальных отношениях людей, и брак по индивидуальному чувству иногда бывает возможен вопреки самым жёстким нормам. А в обществах, декларирующих свободу выбора, взаимное влечение на практике далеко не всегда лежит в основе брачных союзов. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое, хотя и культурно опосредованное явление, с другой стороны, принадлежат разным, в ряде отношений противостоящим друг другу сферам человеческой жизни.
Почти универсально при выборе брачных партнёров действуют нормы, исключающие инцест. Во многих традиционных и традиционно ориентированных обществах возможности выбора супругов ограничиваются нормами экзогамии, а также такими обычаями, как прескриптивные или предпочтительные левират, сорорат, кузенный брак и др. Экзогамия родственных групп (например, линиджей или кланов) может сочетаться с эндогамией более крупных социальных образований - крупных общин, племён, социальных страт или сословий, каст, профессиональных или конфессиональных объединений, этнических групп и т. п. Известны и кровнородственные эндогамные объединения.
При изучении видов брачного поселения выделяются нормативные вирилокальность и патрилокальность, уксорилокальность и матрилокальность, неолокальность и реже встречающиеся авункулокальность и дислокальность. Иногда их пытаются выстроить в исторической последовательности: от дислокальности к матри- или уксорилокальности в раннепервобытных обществах и от патри- или вирилокальности в позднепервобытных и доиндустриальных обществах к неолокальности в современных индустриальных. Всё многообразие исторических и этнологических фактов вряд ли укладывается в подобную стадиальную схему, хотя в целом ряде традиционных обществ действительно зафиксированы или реконструированы переходы от матрилокальности к патрилокальности, а неолокальность приобретает ведущие позиции в обществах с высокоразвитой городской культурой.
Среди многообразных способов заключения брака особым вниманием этнологов пользуются распространённые преимущественно в доиндустриальных обществах брак-покупка, обменный брак, брак отработкой (см. Брачный выкуп), а также более редкий брак через похищение («умыкание») невесты. Во всех этих обычаях часто видят свидетельства или следы неравноправия женщин. Предметом пристального изучения являются также традиционные свадебные обряды - важнейшие из обрядов перехода. Формы их широко варьируют: от простого разжигания домашнего очага до многодневных и многоэтапных пышных церемоний, окрашенных репрезентативной этнической спецификой.
Не меньшим вниманием исследователей пользуются экономические статусные (см. Патриархат, Домохозяйство), эмоциональные и сексуальные аспекты брака и их проявления в различных культурах, а также всевозможные правила этикета, регулирующие поведение супругов в отношениях друг с другом и со свойственниками, в особенности характерные для традиционных обществ, в частности избегание.
В современных городских культурах функции и содержание института брака быстро и существенно изменяются, и сам институт, возможно, утрачивает свою универсальность, о чём свидетельствуют учащение разводов и случаев временного или постоянного раздельного проживания супругов, увеличение числа людей, отказывающихся или неспособных вступить в брак и воспитывающих детей вне брака (чаще женщин), распространение неформализованных более или менее кратковременных сожительств.
О. Ю. Артёмова, В. А. Тишков.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 882-883.