Брачный выкуп
БРАЧНЫЙ ВЫКУП, плата (в виде различных материальных ценностей, позднее - в денежной форме), которую жених, его семья или родственная группа дают семье или родственной группе невесты (например, вено - у славянских народов, калым - у тюркских, лоболо - у народов нгуни в Южной Африке и т.п.). Брачный выкуп уплачивается при помолвке, вступлении в брак или в течение какого-то времени после заключения брака. Традиция давать Брачный выкуп была распространена главным образом в доиндустриальных обществах, часто (но не обязательно) - в обществах, характеризовавшихся социальным доминированием мужчин.
Нередко Брачный выкуп принимает форму отработки за невесту. Очевидно, конкретные формы Брачного выкупа определяются экономическими причинами: отработка практикуется при нехватке или непригодности в хозяйстве имеющихся материальных ценностей. Например, у чукчей-оленеводов была распространена отработка, так как рабочие руки ценились более, чем какие-либо вещи, деньги или даже олени, подверженные болезням и падежу и требующие тщательного ухода. У чукчей-зверобоев, напротив, практиковался Брачный выкуп в виде оружия, лодок, выделанных шкур, художественных изделий и т. п.
Вопрос о времени появления и функциях Брачного выкупа не вполне ясен. Этнографически Брачный выкуп зафиксирован уже у неспециализированных охотников и собирателей, которые, как считается, донесли до нас многие черты ранних стадий социальной эволюции, например, у сан (бушменов) - в виде отработки за невесту, у австралийцев-аборигенов - во всех вышеперечисленных формах.
Чаще всего в Брачном выкупе видят возмещение трудовой и детородной ценности невесты. Вместе с тем, имеется мнение, что Брачный выкуп - это компенсация за приданое, которое невеста, переселяясь к жениху, приносит с собой и которое помимо личных её вещей включает предметы, необходимые для организации быта новой семьи, - хозяйственную утварь, у кочевых народов - часто переносное жилище (чум, кибитка, юрта) и т.п. При этом возникновение Брачного выкупа, как и приданого, приурочивалось к периоду перехода от матрилокального брачного поселения (см. Матрилокальность) к патрилокалыюму (см. Патрилокальность). Однако нельзя считать вполне доказанным, что такая смена локальности брачного поселения переживалась всеми народами, имевшими традицию платить Брачный выкуп и давать приданое за невестой. Кроме того, многие исследователи полагают, что приданое представляет собой явление стадиально более позднее, чем Брачный выкуп, возникающее с обособлением нуклеарной семьи (см. Брак, Семья) и призванное обеспечивать условия для становления экономической самостоятельности последней.
Каковы бы ни были причины и обстоятельства возникновения традиций Брачного выкупа и приданого, во многих обществах они имеют тенденцию с течением времени принимать форму примерно эквивалентного обмена ценностями между семьями брачащихся. В некоторых же обществах Брачный выкуп вытесняется приданым. Исторически прослеживается также и тенденция к уменьшению размеров Брачного выкупа вплоть до сведения его к чисто символическим действиям (обмен подарками, игровые сюжеты в свадебных обрядах и др.). Вместе с тем, в некоторых странах, особенно мусульманских, Брачный выкуп сохраняет своё значение даже в условиях современной городской культуры, а иногда приобретает и ещё более жёсткие, чем прежде, формы в связи с ростом мусульманского фундаментализма или движений за возрождение традиционных обычно-правовых норм.
О. Ю. Артёмова.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 883-884.