Реформация (Митрохин, 1990)
РЕФОРМАЦИЯ (От лат. reformatio — преобразование, исправление) — социальное и идеологическое движение 16 века, осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями нарождавшегося буржуазного строя. Охватившая большинство стран Западной Европы, Реформация была направлена прежде всего против римско-католической церкви как «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 361) и привела к возникновению протестантизма. Аморализм пап, вопиющие злоупотребления духовенства, церковный формализм и ханжество давно обличались свободомыслящими теологами (Дж. Уиклиф, Ян Гус, немецкие мистики 14 века, идеологи Возрождения). Даже католические иерархи предпринимали попытки исправить церковь. Примером могут служить Констанцкий и Базельский соборы 15 века. Специфика Реформации в том, что она потребовала не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных догматов. В Реформации участвовали различные социальные силы — от князей до крестьян и городского плебса. Каждая из них оказала свое влияние на последующие судьбы европейской культуры. Гуманисты, наследники культуры Возрождения, не просто подготовили Реформацию, но активно и существенно воздействовали на ее результаты даже после появления Лютера. Наиболее видными среди них были И. Рейхлин и Эразм Роттердамский, резко критиковавшие церковный догматизм и религиозный фанатизм, проделавшие титанический труд по уточнению перевода и комментированию библейского текста, по исследованию античного наследия. Неоценимый вклад в Реформацию внесли многочисленные издатели (Этьен Доле, Бонифаций Амербах, Иоганн Фробен и др.), осуществившие публикацию работ древних и современных авторов. Особое место занимают радикальные реформаторы, полагавшие, что протестантские лидеры недостаточно решительны. Это спиритуалисты, пантеисты, унитарии, скептики: Андреас Карлштадт, Мигель Сереет, Каспар Швенкфельд, братья Социны, Себастьян Кастеллио, Бернардино Окино, Давид Йорис, Себастьян Франк и многие другие деятели тогдашней культуры. Наиболее решительный отряд составили воинственные анабаптисты, представители народной Реформации, идеологи крестьянских восстаний во главе с Томасом Мюнцером. Все эти движения испытывали постоянное давление со стороны католических иерархов, которые стремились отстоять свои позиции политикой кнута и пряника: снять напряжение незначительными уступками, одновременно усиливая террор против «еретиков». Примерами может служить учреждение ордена иезуитов и проведение Тридентского собора (1545—1563), пытавшегося парализовать нападки на авторитет папы и католическую концепцию спасения. Дело, однако, ограничилось незначительными новациями, а последующие репрессии против «еретиков» позволяют определить католическую реформацию как фактическую контрреформацию. Наконец, собственно протестантские лидеры. Это не только Лютер, Цвингли, Кальвин. Протестантизм стал возможен лишь в результате деятельности многих видных богословов, развивших его вероучение в три различные, хотя и органически связанные между собой формы. Лютеранство, сформировавшееся в ходе борьбы Лютера и его сподвижников против папства, получило преобладающее влияние в Германии, а впоследствии в Скандинавии и Прибалтике. Именно «Протестация» (протест) сторонников Лютера на имперском сейме в Шпейере в 1529 году дала название всем христианским течениям, порожденным Реформацией. Лютеранство было официально представлено Аугсбургским исповеданием, составленным Ф. Меланхтоном. Своего рода священные книги лютеран включают также «Большой» и «Малый катехизис», написанные Лютером, и «Книгу согласия». В Швейцарии возникли более радикальные реформатские церкви, основанные У. Цвингли и Ж. Кальвином (см. Реформаты). Они получили доминирующее влияние в Шотландии и Голландии, на севере Германии, распространились во Франции, Англии (под названием пресвитерианства), а позже и в США. Для них основополагающим стал главный труд Кальвина «Наставление в христианской вере» (1536), неоднократно переиздававшийся и дополнявшийся, а также «Второе гелветическое исповедание» (1566), написанное преемником Цвингли Г. Буллингером, и «Гейдельбергский катехизис» (1563). В 1534 году английский парламент провозгласил короля главой англиканской церкви, стимулировав этим реформационные процессы. Они замедлились во время правления католички Марии Стюарт, но уже при Елизавете в 1539 году были декретированы «39 статей» в качестве догматической основы официальной церкви. Они представляли собой компиляцию положений континентального протестантизма (прежде всего лютеранства) и элементов католицизма (институт духовенства, церковная иерархия, концепция церкви-прихода и т. д.). Центральной фигурой Реформации, несомненно, был Лютер, который и сформулировал основные принципы протестантизма: единственным источником вероучения является Библия, спасение достигается верой, обусловленной милостью божьей, отрицается папская власть, все таинства (за исключением видоизмененных крещения и причащения), чистилище, индульгенции, мощи, монастыри, иконы, обязательные посты, церк. иерархия и т. д. Существенные изменения претерпевает и нравственная программа: священной признается вся повседневная деятельность человека, стимулируемая верой в спасение, а «мирское призвание» усматривается в добросовестном выполнении своих обязанностей и «службе» ближнему. Эти принципы составляют исходное содержание протестантского вероучения, которое так или иначе выражается в конкретных течениях и объединениях.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 223-225.