Реформация (Ильичёв, 1983)
РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное социально-политическое и идеологическое движение 16—17 веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против средневековой католической церкви как «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361). В узком смысле реформация — пересмотр основных догматов католицизма, который привёл к возникновению нового направления христианства — протестантизма. Реформация явилась следствием вырождения католицизма как господствующего мировоззрения, признания его неспособности осуществить основной замысел средневековой религиозной культуры — организовать земную жизнь людей как подготовку к «царствию небесному».
Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до реформации. Обожествление папы, индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный крах римской католической церкви. Вселенские соборы 14—15 веков (особенно Констанцский и Базельский) стремились к исправлению церкви «во главе и членах», но попытки её внутреннего реформирования не удались. Начавшаяся в 16 веке протестанская реформация выступила с лозунгом не исправления католицизма, а борьбы с ним.
Реформация была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление реформации, и Т. Мюнцера, вождя народной реформации. Объявляя причиной реформации «порчу церкви», идеологи реформации видели её в искажении учения Христа и целью реформации считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времён. Чтобы очистить веру от исторических наслоений, они призывали проверить священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить авторитету церкви и сохранить только те таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Совершив эту проверку, реформация признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников.
Важнейшая идея реформации — необходимость личной ответственности человека перед богом без посредства церковной иерархии. В общественном сознании 16—17 веков католическая церковь выступала как насильственная власть, пытающаяся организовать религиозную жизнь человека по образцу формально-юридических отношений и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу поведения. По мнению идеологов реформации, спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным раскаянием и верой. В силу божественного предопределения воли существуют непосредственное, персональное отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь не способна приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредовать и нивелировать их отношения.
Переосмысление роли церкви в деле человеческого спасение связано с изменениями в понимании отношения природы и духа. Католическая догматика основана на признании того, что в некоторых природных вещах божественный дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые дары, мощи, чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей на священные и несвященные; священное — не вещь, которую можно дать, продать (индульгенции), отнять, завоевать (крестовые походы). Это воззрение чётко проявилось в дискуссии о таинстве евхаристии (причастия). Согласно учению римско-католической церкви, Христос субстанциально присутствует в святых дарах. Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а отсутствие веры отнимает у святых даров их благодатную силу.
Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати священнослужителям, теоретики реформации развивают учение о всеобщем священстве. Они утверждают, что божественная благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе, а не вселенская, почти космическая иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому церковная организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархические подчинения.
Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате которых в ряде европейских государств утвердились буржуазные религиозные и политические свободы. Но эпоха реформации поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом государства. Реформация отвергла принципы католического теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти.
Немецкая реформация нашла своё продолжение в Нидерландской (16 век) и Английской (17 век) революциях, в ходе которых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и мирского призвания христианина. Реформация оказала серьёзное влияние на развитие социально-критического мышления, философских теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства» и новых, предпринимательских, ориентации в хозяйственной практике.
Т. Н. Панчеко.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же, К «Крест. войне», там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, Μ., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф., История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 — 2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ρ н Л., Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Münch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd 1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E., Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz., 1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids (Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabrück, 1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см. также лит. к статьям Лютер, Кальвин.