Личность

ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Личность: исследование: метод

...как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов. Субъектная ориентация представлена проективными (-> тест проективный) и психосемантическими методиками (см. метод дифференциала семантического; метод радикала семантического), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена опросниками личностными, шкалами восприятия межличностного, приемами оценки развития интеллектуальных качеств необучаемости индивида,..

Личность

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Теория личности

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ — Согласно Г. С. Салливану — система представлений, в коих решающая роль в появлении особенностей личности и психологических расстройств приписывается отношениям межличностным. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении отношений социальных (межличностных) можно достигнуть гармонизации личности, что и ставится целью психотерапии.

Самоактуализирующаяся личность

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. actualis — деятельный). Характеристика личности, описанная А. Маслоу, выражающаяся в таком уровне развития индивида, когда он — после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических, в безопасности, в принадлежности, в уважении) — получает возможность приступить к самоактуализации. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: лучшее восприятие реальности; лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентрироваться на проблеме; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять социальному натиску...

Личность (Кондаков, 2007)

ЛИЧНОСТЬ (от рус. личина [что соответствует греч. термину persona — исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра]). Относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и о своем месте в нем, стилей и видов поведения индивида, которая характеризуется прежде всего тем, что построена на основе включенности данного индивида в социальный контекст. Еще в 1734 году X. Вольф дал дефиницию личности (Persdnlichkeit) следующим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя как одного и того же и раньше, и теперь». Эту традицию понимания личности продолжил У. Джеймс, который трактовал личность как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения...

Тип личности социальный

ТИП ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ - обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личности, входящих в какую-либо социальную общность. Социально-типические черты личности выходят за пределы ее индивидуальности, означают обусловленность индивидуального социальным. Это, однако, не значит, что личность утрачивает свою индивидуальность, растворяется в социальном. Будучи проекцией социального, сама индивидуальность личности выступает как социальный факт.

Харизматическая личность

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. charisma — милость, божественный дар). Феномен социального восприятия и взаимодействия, характеризующийся тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т. д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. При этом харизматической личности обычно приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути.

Личность (Маслин, 2014)

ЛИЧНОСТЬ - динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность - это действительность (проявление) индивида как социального феномена и субъекта, сознание и воля которого сопряжены с осознанием мотивов своего поведения и реализующего себя в различных видах социального общения и действия. История представлений философов России XVIII-XX веках о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране.

Критически мыслящая личность

КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ - понятие, предложенное немецким идеологом левогегельянства - Б. Бауэром в конце 30 - начале 40-х годов XIX века для обозначения субъекта социально-исторического развития, опирающегося на деятельность самосознающего духа. Используя мысль Гегеля, что если революционизировать царство идей, то действительность не устоит, Бауэр призывал к такому революционизированию, которое будет означать критику всех общественных институтов («теория становится теперь самой сильной формой практики»).

Целостная личность

ЦЕЛОСТПАЯ ЛИЧНОСТЬ - термин философии славянофилов (А. С. Хомяков, Киреевский). Идея целостной личности восходит к православному учению о трех элементах, составляющих человеческую личность (теле, душе и духе), в котором душевная и материальная жизнь человека рассматривается как подчиненная жизни духовной, а также к романтизму с его реабилитацией чувства и внерациональных форм познания, стремлением к целокунной истине. У славянофилов идея целостной личности проходит под знаком преодоления отвлеченной рассудочности, свойственной, по их мнению, западному человеку.

Страницы