Беспоповщина (СИЭ, 1962)

БЕСПОПОВЩИНА - одна из двух основных разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в конце 17 века на Севере и Северо-Западе Европейской России, в районах усиленной крестьянской колонизации, главным центром беспоповщины являлась старообрядческая община на реке Выге в Карелии (Выговская пустынь). Беспоповщина отрицала православную, церковь, церковную организацию и священство. Часть беспоповщины не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в том числе безбрачия. В период феодализма беспоповщина в некоторой мере была связана с народным движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Главное догматическое сочинение беспоповщины - "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно беспоповщина разделялась на большое число мелких толков и течений; в некоторых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством. Умеренный толк получил название поморского; он широко распространялся главным образом в кругах городской буржуазии. На рубеже 17-18 веков в спорах с выговцами в северо-западном крае образовался федосеевскии толк, а в конце 30-х годов 18 века в окрестностях Выговской пустыни - толк филипповский. С середины 18 века характер беспоповщины начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей беспоповщине материальную и организационную поддержку. Главным центром беспоповщины, получившим общероссийское значение, стала организация федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771 году. Она, как и другие аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали организации беспоповщины как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократические элементы беспоповщины видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологическую борьбу, которая усиливалась с ростом капиталистических отношений. В массе беспоповцев антифеодальный протест все больше сочетался с антибуржуазными выступлениями. Представитель крестьянско-плебейских кругов московской беспоповщины 1-й четверти 19 века С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал буржуазную верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства буржуазной верхушкой беспоповщины в конце 18 века возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й половине 19 века в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения беспоповщины утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х годах некоторые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду беспоповщины, но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от классовой борьбы рабочие и крестьяне. В период Октябрьской революции организации беспоповцев заняли открыто контрреволюционные позиции. В СССР существует незначительное количество беспоповщинских общин. Беспоповщина является одним из вреднейших религиозных пережитков в сознании людей.

П. Г. Рындзюнский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. - Саратов, 1924; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, (т. 1), M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, M., 1959.

Понятие: