Страннический толк
СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК, БЕГУНСКИЙ ТОЛК (самоназвание — истинно православные христиане-странствующие) — одно из крайних течений в беспоповщине. Основан в конце 18 века беглым солдатом Евфимием. Возникновение страннического толка было одним из проявлений протеста крепостного крестьянства против усиления крепостнического гнета. Основной упор в первоначальном вероучении толка делался на наступление «конца света». «Апокалипсический зверь, — учил Евфимий, — есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная». Наставники этого толка требовали разорвать всякие связи с обществом, уклоняться от всех государственных повинностей и административных установлений (от записей в ревизии, от платежа податей, военной службы, получения документов и т. п.) как от видимых знаков власти антихриста и бежать в пустынные местности или прятаться в тайных убежищах. Страннический толк получил весьма широкое распространение с начала 19 века, когда его главный наставник Петр Крайнев признал возможным принимать в толк людей, которые давали обет странничества, но оставались дома, выполняя его формально. Эти люди, за содержание пристанищ для бегунов получившие название «жиловых», «пристанодержателей», «христолюбцев», «благодетелей», способствовали объединению бегунов в единое целое. Страннический толк был распространен главным образом в Среднем Поволжье и на Урале. Центром одного из его основных течений (так называемого «ярославского») было село Сопелки (недалеко от Ярославля), где регулярно собирался главный совет наставников. Последователи различных направлений бегунства в разных местностях известны под названиями "подпольщиков", "скрытников", "голбешников", "пустынников" и др. В середине 19 века в толке появились сторонники брачной жизни (брачные странники), а также сторонники иерархии, защищаемой в "статьях" наставника Никиты Семенова ("статейники", или "иерархисты"), и несогласные с ними "противостатейники". В настоящее время последователи страннического толка весьма немногочисленны; они проживают в Ярославской, Тверской и Саратовской обл., на Северном Урале, в Сибири, Западном Казахстане, Белоруссии.
В. Ф. Миловидов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 501.