Беспоповщина (Мчедлов, 1999)
БЕСПОПОВЩИНА — Радикальное направление в старообрядчестве, отвергшее церковную православную иерархию и "таинство" священства в целом, возникло в конце 17 века. Отказ от священников мотивировался тем, что со времени Никона Русская Православная церковь отступила от "истинной веры" и по этой причине само существование "законного" духовенства стало невозможным. Было принято положение, по которому "каждый христианин есть священник". Беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами, поминками, крещением детей. Большинство беспоповцев признало действительными только три таинства: крещение, исповедь (в несколько иной форме, чем в православной церкви) и причащение, которое понималось ими как духовное приобщение к Богу. Предметом длительных споров в беспоповщине был вопрос о браке. В результате споров произошло разделение ее основных толков на "брачников" и "небрачников". Отдельные течения в спасовском толке и возникшие на почве беспоповщины немоляки и неплательщики пришли к полному отрицанию всех церк. обрядов и таинств Богослужение в большинстве беспоповских общин совершается выборными наставниками. Учение о близящемся "конце света" и наступлении "царства антихриста" у беспоповщины способствовало разжиганию фанатизма среди верующих, а иногда влекло за собой массовые самосожжения. У некоторых течений беспоповщины протест против самодержавия и крепостничества вылился в отказ от выполнения государственных повинностей (уплаты налогов, военной службы и т. п.). Вместе с тем беспоповцы никогда не отрицали монархическую власть в принципе. Первоначально территорией формирования беспоповщины явилось малозаселенное Поморье, где уже в конце 17 века возникла ее первая разновидность — "поморский толк" (даниловцы), от которого вскоре отделился "филипповский толк". Примерно тогда же в псковско-новгородских землях сложился "федосеевский толк", а в Среднем Поволжье — "спасовский толк", возникший в Керженских скитах. В конце 18 века образовалось последнее крупное направление в беспоповщине — "страннический", или "бегунский", толк. В дальнейшем социальное расслоение и возникшие на этой основе противоречия раздробили все толки беспоповщине на многочисленные согласия. В настоящее время представители разных толков беспоповщины имеются в России, странах Балтии, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
В. Ф. Миловидов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 45-46.