Спасовский толк

СПАСОВСКИЙ ТОЛК, «нетовщина» — течение в беспоповщине, возникшее в конце 17 века в керженских лесах. Спасовский толк был распространен в Нижегородской, Ярославской и Костромской губернии. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», который якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати Божией», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание православного духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни и прочего приверженцев этого толка поповцы называли «нетовцами». В процессе эволюции спасовский толк распался на ряд согласий, среди которых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились «глухая нетовщина», в которой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в Православной церкви, новоспасовщина («поющая нетовщина»), разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением спасовского толка являлась «некрещеная (или строгая) нетовщина», отрицавшая какие-либо обряды, и «дырники», молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в восточной стене избы, «самокрещенцы», крестившие себя сами, и «бабушкино согласие», в котором младенцев крестили повивальные бабки. В настоящее время число последователей спасовского толка незначительно. Немногочисленные группы последователей спасовского толка проживают в Верхнем (Владимирская область) и в Среднем (Саратовская область, Пенза, Самара) Поволжье.

В. Ф. Миловидов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 495.