Ю-У
Ю—У (наличие/бытие—отсутствие/небытие) — устойчивая категориальная оппозиция в китайской философии, в отличие от западной дихотомии «бытие-небытие» фиксирующая соотношение двух видов бытия — наличного, характеризующегося наличием форм (см. Син) и реалий (см. Сюй—ши), и неналичного, в котором формы и реалии отсутствуют. В обыденном языке значения ю — «иметь», «находиться», «быть в наличии», «имущество», «достояние», у — «не иметь», «отсутствовать», «не быть в наличии». В основополагающем для даосизма трактате «Дао дэ цзин» (ок. III в. до н.э.) зафиксировано положение о первичности «у» по отношению к «ю»: «В Поднебесной десять тысяч вещей рождаются в наличии/бытии, а наличие/бытие рождается в отсутствии/небытии» (40). Вместе с тем там содержится тезис о взаимопорождении «ю» и «у», вероятно, характеризующий их соотношение собственно в процессе мировых трансформаций.
Соотношение «ю—у» стало центральной проблемой философии сюань сюэ. Ее ведущий представитель Ван Би (226-249) объявлял «у» корнем и сущностью всего сущего, а Пэй Вэй (267—300) доказывал, что «ю» - это самородная сущность, по отношению к которой «у» выступает лишь как отсутствие или недостача. Го Сян (252—312), солидаризируясь с Пэй Вэем, отрицал возможность порождения наличного из отсутствующего.
Чжан Цзай (1020-1077) первым из неоконфуцианцев определил «ю» и «у» как различные формы трансформаций вселенской субстанции ци (пневмы), реализованные соответственно в наличии и отсутствии форм, и квалифицировал «отсутствие [даже] отсутствия/небытия» (у у) как тождественную пневме «Великую пустоту» (тай сюй). В китайском буддизме категория «ю» была использована для определения чувственной реальности, противоположной пустоте-шунье.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Ян-мина и классическая китайская философия. М., 1983.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 714.