Неоконфуцианство

Неоконфуцианские философские концепции

В раннем конфуцианстве понятие принципа (кит. ли; яп. ри) относилось прежде всего к соответствию, т. е. достойному поведению в соответствии с путем небес. В узком смысле это понятие означало поведение в морально и социально приемлемой манере, поскольку термин ри можно также перевести как «ритуал, уместность, или вежливость». Однако принцип не следует связывать просто с общественными обязательствами. Скорее, это понятие утверждало, что человеческие отношения должны отражать космический порядок небес наверху и земли внизу. Таким образом, они определяют различные способы поведения в зависимости от того, какое социальное положение занимает человек в данный момент. Действуя должным образом, каждый человек вносит свой вклад в гармонию социального мира и небес...

Школа Ёмэй

Школа Емэй (Емэйгаку) представляла собой направление неоконфуцианства, основанное научении китайского философа Ван Янмина (1472-1529). Ван родился в семье видных ученых и чиновников. После собственной ничем не выдающейся службы в качестве правительственного чиновника Ван оставил службу и стал вести уединенную жизнь, занявшись изучением идей даосизма и буддизма. Такой образ жизни привел его к созданию новой теории конфуцианства, которая соединила элементы даосизма и буддизма с неоконфуцианством.

Неоконфуцианство (Ильичёв, 1983)

НЕОКОНФУЦИАНСТВО [ли сюе — учение о законе, принципе (природы, неба), или син-ли сюе — учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе — учение о пути (в отличие от дао цзяо — даосизма), течение в китайской философии, возникшее при династии Сун (960—1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.), представители κотоpoго занимались главным образом комментированием классических текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и—ли (должное и закон) и син—мин (природа и судьба); отсюда и название течения...

Неоконфуцианство (Подопригора, 2013)

НЕОКОНФУЦИАНСТВО — одно из основных направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин «неоконфуцианство» не является адекватным переводом какого-то одного китайского понятия. Он введен в научный обиход западноевропейскими исследователями и имеет различное содержание. Одни под неоконфуцианством понимают философское направление или школу, сложившиеся в период правления династии Сун (X-XIII вв.), другие рассматривают неоконфуцианство как направление в китайской философии, линия развития которого начинается с учений мыслителей сунской эпохи и завершается философской системой Ван Янмина.

Неоконфуцианство (Кузнецов, 2007)

НЕОКОНФУЦИАНСТВО - термин западного происхождения, обозначающий направления конфуцианства, сложившиеся в XI—XII вв. Применяется в нескольких значениях: а) взгляды основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) — Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И (XI в.), Чжу Си (XII в.) и их последователей; б) «учение о принципе» и конкурировавшее с ним «учение о сердце» (синь сюэ) Лу Цзю-юаня (XII в.) - Ван Янмина (1472-1529 в) взгляды китайских философов-конфуцианцев XI—XVII вв.; г) взгляды мыслителей-конфуцианцев Дальневосточного региона XI—XX вв. Понятию Н., помимо биномов ли сюэ и синь сюэ, выделяющих центральные категории указанных школ, соответствует еще несколько китайских терминов. Самые распространенные из них — сун сюэ («учение эпохи Сун»...