Син

Чжи—Син

ЧЖИ—СИН (знание—действие) — терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи — «[действенное] знание» («сознание», «познание», «разумность», «мудрость», «понимание», «видение») и син — «[сознательное] действие» («деятельность», «активность», «поступок», «осуществлять», «идти»). Чжи как философская категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с другой — целесообразные сознательные действия, практический опыт (ср. «ведать чем- либо», «отведать», «изведать»).

Син как форма

СИН ([телесная] форма) — категория китайской философии, означающая тело, плоть, фигуру. Основные корреляты С. — мин (имя/понятие) и шэнь (дух). В одном из основополагающих памятников даосизма, «Чжу-ан-цзы» (IV— III вв. до н.э.). С. толкуется как атрибут вещи (у), уже образованной и оформленной структурообразующим ли — «принципом». Совокупность формы и имени здесь определяется как признак наличия/бытия (ю, см. Ю—у).

Син как природа

СИН ([индивидуальная] природа) — категория китайской философии. В широком смысле означает природные, не благоприобретенные качества любой вещи и любого существа; чаще применяется в более узком значении — природа человека. Крупнейший конфуцианец древности Мэн Кэ (372—289 гг. до н.э.) квалифицировал природу человека как добрую (Мэн-цзы, VI А2). По Мэн Кэ, постижение собственного сердца (см. Синь) в полноте равно познанию своей природы и, таким образом, познанию Неба (тянь, см. Тянь ди жэнь) (Там же, VII А1). Он первым поставил проблему соотношения С.