Син как природа

СИН ([индивидуальная] природа) — категория китайской философии. В широком смысле означает природные, не благоприобретенные качества любой вещи и любого существа; чаще применяется в более узком значении — природа человека. Крупнейший конфуцианец древности Мэн Кэ (372—289 гг. до н.э.) квалифицировал природу человека как добрую (Мэн-цзы, VI А2). По Мэн Кэ, постижение собственного сердца (см. Синь) в полноте равно познанию своей природы и, таким образом, познанию Неба (тянь, см. Тянь ди жэнь) (Там же, VII А1). Он первым поставил проблему соотношения С. и мин (предопределения): стремление органов чувств к приятному, а человеческих конечностей к покою свойственны природе человека, но не составляют ее, ибо удовлетворение их зависит от «предопределения», тогда как реализация моральных и интеллектуальных достоинств хотя и связана с предопределением, но сами они относятся к содержанию «природы» (Там же, VII А24).

Близкий к легизму конфуцианец Сюнь Куан (ок. 313 — ок. 238 гг. до н.э.) уточнил понятие С.: то, что наличествует от рождения, возникает само из себя (цзы жань) (Сюнь-цзы, гл. 22), познающее начало в человеке (Там же, гл. 21). Природа исконно зла, склонна к чувственности (цин) и стяжательству; ее преображению служат личный пример, юридический закон, правила ли, а также и (Там же, гл. 23).

В энциклопедическом трактате «Люй-ши чунь цю» («Весны и осени г-на Люя», III в. до н.э.) дано расширительное толкование С. как «корня десяти тысяч вещей» - исконного содержания любой вещи. 

Создатель доктрины имперской конфуцианской доктрины Дун Чжуншу (190 или 179—120 или 104 г. до н.э.) отказался от проведенного Мэн Кэ отождествления «природы» и «добра»: они соотносятся как рис на корню и рисовое зерно; природа человека превосходит природу птиц и зверей, но уступает природе совершенномудрых (см. Шэн). Ян Сюн (53 г. до н.э. — 18 г.) полагал, что «в природе человека добро и зло смешаны», то и другое качество можно развить. Он предлагал считать все разряды человеческой природы добрыми относительно низшего уровня и злыми относительно высшего. Вдохновитель конфуцианского возрождения в эпоху засилья буддизма Хань Юй (768- 824) предложил свою классификацию качественных уровней природы личности: высшей категории присущи только добро, полнота моральных качеств, а «семь чувств/ эмоций» пребывают в полном равновесии — «срединности»; средней категории присущи и добро и зло, любое из моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции — умеренно отклоняться в сторону избыточности или недостатка; низшую категорию отличает злая природа, аморализм, эмоциональная недостаточность либо чрезмерность.

В средневековом даосизме С. стало пониматься как сознательно-рациональное психическое начало, а предопределение мин — как «предопределенная жизненность», начало, обусловливающее соматические процессы. Эта трактовка стала итогом развития даосского учения о двух аспектах достижения бессмертия: о подготовке телесной формы (гимнастика, дыхательные упражнения и т.п.) и о подготовке духа (созерцание, приемы визуализации и т.д.). Первый аспект трактовался как «совершенствование предопределенной жизненности», второй — как «совершенствование природы». Законченную форму это учение приобрело в концепции «совместного совершенствования природы и предопределенной жизненности» Чжан Бодуаня (984—1082). В процессе совершенствования природа и жизненность адепта одухотворяются, рождая бессмертную личность.

Даосские концепции сказались на понимании процесса самосовершенствования основоположниками неоконфуцианского «учения о принципе» (ли сюэ) в XI-XII вв: возвращение к имманетной человеку идеальной природе Неба и Земли (Чжан Цзай, 1020—1078), или к предельно коренной, совершенной изначальной природе (Чэн И, 1033—1107) посредством преодоления природы пневменной сущности, содержащей потенции к добру и злу. Чэн И прямо отож-дествил С. с совершенным космическим принципом (см. Ли), первичным по отношению к материалообразующей пневме: если в последней может «быть добро и не быть добра», то в С.-принципе «не может быть недоброго». Проблему соотношения С. и «предопределения» основоположники ли сюэ решали, по-разному обосновывая их нерасторжимость. Чжан Цзай подчеркивал их взаимопроникновение посредством единой мировой пневмы. По Чэн И, предопределение, реализующееся в сфере Неба, и природа, действующая в человеке, суть реализующееся «сердце» (см. Синь); подобным образом «принцип» в сфере природных сил (Неба) выполняет функции «предопределения», а относительно человека — функции «[индивидуальной] природы».

Отождествление Чэн И С. и человеческого сердца подчеркивали представители альтернативного чжусианству неоконфуци-анского учения о сердце (синь сюэ). Ведущий мыслитель этого направления Ван Ян- мин (1472-1529) отверг введенное Чэн И различение природы и пневмы, но развил идею тождества С. с «сердцем» и «принципом».

Литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Ян-мина и классическая китайская философия. М., 1982.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 502-503.

Понятие: