Герменевтика (Фролов)

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneuo— разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 веке начинается развитие так называемой «свободной» Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой Г. стал Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор». У Дильтея Г. превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом «понимание» в обществознании противопоставляется «объяснению» в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В 20 в. Г. постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем собственно в философской Г. В учении Гадамера («Истина и метод», 1960) Г. приобретает функции онтологии (поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной жизни) и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит Г. с неопозитивистским «анализом языка». В рамках Франкфуртской школы (Хабермас и др.) Г. как «критика идеологии» должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее «оправданию отношений организованного насилия». У Хабермаса, К.-О. Апеля, А. Лоренцера и др. Г. выступает одним из средств консолидации различных течений современной западной философии, причем усиливается ее субъективизм; Г. призвана уже не столько «понять» текст, сколько вложить в него новые «интерпретации». Критикуя философию Г., марксизм-ленинизм считает, однако, что отдельные герменевтические процедуры («герменевтический круг», детали анализа «предпонимания», выявление игровых аспектов речи и некоторые др.) могут быть использованы не только в филологии и искусстве перевода (с одного языка на другой), но и в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной деятельности людей.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 88-89.

Понятие: