Последние обновления понятий

Автаркия в Древней Греции

АВТАРКИЯ (греч. «самодостаточность»). Важнейший принцип экономической жизни древнегреческих полисов (см. полис). Содержание принципа автаркии — хозяйственная самостоятельность и самообеспеченность полиса, его независимость в экономическом отношении от внешних факторов, опора по мере возможности только на собственные силы. На практике абсолютная экономическая самодостаточность была недостижима ввиду отсутствия полного набора необходимых ресурсов в каждом отдельно взятом полисе. Тем не менее автаркия рассматривалась как идеал, к которому следует стремиться. Из греческих полисов ближе всего подошла к этому идеалу Спарта.

Христианство у англосаксов

Хотя валлийцы упорно держались христианской религии, которую занесла к ним римская оккупация, христианизация англичан началась не через Уэльс. Слишком сильна была взаимная ненависть победителей и побежденных, чтобы между ними могли существовать нормальные взаимоотношения. Валлийцы же смотрели на англичан как на кару господню, ниспосланную им за грехи. Христианство проникло в Англию из Рима и немного позднее из Ирландии, через Иону. Седьмое столетие целиком заполнено процессом христианизации — столкновениями соперничающих сект и заключительным триумфом римской католической церкви...

Возникновения ислама (Беляев, 1966)

Источники. Основным источником начального ислама, т. е. периода возникновения этой религии, является Коран. Это очень сложное произведение арабской литературы создавалось в основном в VII веке. Наиболее древние рукописи этой книги, написанные куфическими письменами, относятся, вероятно, к началу VIII века. Согласно мусульманскому преданию, Коран в дошедшем до нас виде был составлен и отредактирован в правление халифа Османа (644—656). Поэтому за ним закрепилось название Османова Корана, или Корана в османовой редакции. Но наряду с этой редакцией, ставшей канонической, существовал ряд других, дошедших до нас только в виде коротких отрывков...

Бакумацу

Хотя основы системы правления периода Эдо были созданы к середине XVI столетия и продолжали действовать до середины XIX века, в стране происходили значительные политические, социальные, экономические и другие изменения, затруднявшие действие системы бакухан, что постепенно привело к падению эффективности действий правительства и крушению бакуфу Токугава.

К середине XVIII века на сёгунат и даймё обрушились финансовые трудности. Богатства теперь были сосредоточены в руках городского торгового сословия. Крестьянские волнения и недовольство самураев стали более очевидными. Были проведены налоговые и социальные реформы, но не помогли и они. Положение земледельцев, которые и так были уже обложены непомерными налогами, ухудшил голод. Благосостояние торговцев резко контрастировало с тяжелым экономическим положением земледельцев и самураев...

Акмеизм (ЭСЮЛ, 1988)

Эти трое поэтов, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степень). Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего — вот что объединяло в ту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремленность к «мирам иным» и пренебрежение к земной, предметной реальности...

Айнзацгруппы

АЙНЗАТЦГРУППЫ, айнзацгруппы (Einsatzgruppen), название шести специальных формирований, приданных германским армиям после их вторжения в СССР и предназначенных для уничтожения «Враждебных элементов» (прежде всего евреев). Организованные Р. Гейдрихом, айнзацгруппы комплектовались сотрудниками Службы безопасности СС (СД) и чинами германской полиции. По своей структуре они делились на более мелкие подразделения (айнзатцкоманды). Формирование айнзацгрупп происходило во время польской военной кампании 1939 года, наиболее деятельно они проявили себя в 1941 и 1942 годы. До создания лагерей смерти, в которых были уничтожены несколько сотен тысяч евреев в России и на Украине, айнзацгруппы, действовавшие вместе с местной жандармерией...

Гипертекст (Руднев, 1999)

ГИПЕРТЕКСТ — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Простейший пример гипертекста — это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой...

Гандизм (Девяткин, 2001)

ГАНДИЗМ — 1) первоначально — ненасильственное социально-политическое движение за права индийцев и независимость Индии от Великобритании, лидером которого был М.К. Ганди; 2) система философских, религиозных, моральных принципов, служивших идеологией данного движения; целостное мировоззрение, основой которого является концепция сатьяграхи; 3) путь личного самосовершенствования, стиль жизни, предполагающий следование идеалам Ганди.

Основателем движения является Ганди, прозванный в народе Махатмой («Великой Душой») и Бапу («Отцом Нации»). В начале 20 века он возглавил в Южной Африке борьбу индийского меньшинства за свои права...

Барокко (Сокольникова, 1998)

БАРОККО (ит. barocco – причудливый) – художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств – основополагающая черта барокко...

Ямаваро

Ямаваро – волосатый одноглазый дух.

Когда лето подходит к концу, водяные покидают реки, переселяются в горы и становятся горными каппа, то есть ямаваро.

Говорят, что ямаваро очень любят персики.

Они садятся вокруг дерева и тянут свои лапки к золотистым фруктам. Их коротенькие лапки становятся все длиннее и длиннее.

 Горные каппы срывают плоды и тотчас с аппетитом их поедают. Если человек застанет ямаваро за этим занятием, они бросают недоеденные фрукты и убегают...

Тэндай в IX веке

Основные направления развития школы Тэндай после Сайте: — это сближение со столичной знатью, усиление «тайной» составляющей в обрядности и в учении, переосмысление подхода к заповедям и развитие обрядов «памятования о будде».

 Для Сайтё: «таинства» были лишь одной из частей работы школы, а для его продолжателей они вышли на первое место. Повседневная деятельность на благо державы мыслится уже не как помощь народу в общеполезном труде на местах, а как моления по заказу мирян, кито:, и посвящения в «таинства» высших сановников и самих государей. Тем самым Тэндай перенимает тот образ «тайной» школы, который в Японии восходит не к Сайте:, а к Кужай...

Огораживание: свидетельства XV и начале XVI веков

 Первым публицистом, если так можно выразиться, поднявшим свой голос в литературе против огораживаний, был Джон Росс (Rossus или Rous, 1411 —1491), уорвикский антикварий и хронист, автор большой хроники под заглавием «История королей Англии». Хроника была написана в 1485—1486 годы и посвящена Генриху VII. Она начиналась с истории нормандских королей и была доведена до 1486 года (год рождения принца Артура, старшего сына Генриха VII).

Под 1459 годом Росс поместил свою петицию, подававшуюся им в парламент (в Ковентри) в этом году. Практического значения петиция Росса не имела, парламент отказался даже ее рассматривать...

Левеллеры (Архангельский, 1960)

Распространение идей левеллеров в армии после победы над королем. Гражданская война всколыхнула всю Англию; она довела до сознания крестьян даже в самых отдаленных и глухих местностях, что в стране произошли коренные перемены. У населения сложилось представление, что старый общественный строй (введенный завоевателями-нормандцами) распадается, что земля Англии становится свободным наследием народа. Но эти представления о грандиозности переворота, породившие надежду на полное изменение основ общественного строя, были далеки от действительности...

Неолит: духовный строй (Элиаде, 2002)

Для наших целей нет нужды прослеживать распространение земледелия и, позднее, металлургии по восточному Средиземноморью, Греции, Эгейскому морю, на Балканах и в придунайских областях, и, наконец, по всей остальной Европе; незачем, равным образом, прослеживать их распространение в сторону Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. Отметим только, что поначалу земледелие довольно медленно проникало в некоторые районы Европы. С одной стороны, послеледниковый климат позволял мезолитическим обществам Центральной и Западной Европы поддерживать свое существование продуктами охоты и рыболовства. С другой стороны, приходилось адаптировать злаковую культуру к зонам умеренного климата и лесной...

Аматэрасу (Ермакова, 2010)

АМАТЭРАСУ 天照̶ божество солнца, верховное божество в японской мифологии. Ама-тэрасу означает «освещающая небо» или «светящая с неба», но некоторые считают эти слова просто гонорифическим титулом, а само имя божества полагают утраченным. Аматэрасу еще именуется Хи-но ками («божество солнца»), Оохирумэ-но микото («господин/госпожа великого полудня»), Оохирумэ-но мути («хозяйка великого полудня»), Цуки-сакаки-ицу-но митама-амадзакару-мукацу-химэ-но микото (гипотетический перевод: «пронзающая-дерево сакаки-священная душа-отдаленное небо-устремленная госпожа дева»), однако часто боги под этими именами почитаются и как отдельные от Аматэрасу. Верховным божеством Аматэрасу стала, вероятно, лишь в период оформления пантеона...

Бэрбонский парламент (Кондратьев, 2010)

После роспуска «охвостья» внутри командного состава армии сложилось два сценария устройства Англии. Одна группа офицеров, идущая за генералом Ламбертом, предлагала Кромвелю стать единоличным правителем, возглавляющим небольшой компактный совет. Прежде чем приступить к работе, совету надлежало проходить утверждение в парламенте. Другой план исходил от генерала Гаррисона. Будучи милленарием, он предлагал созвать широкую ассамблею из числа благочестивых и авторитетных людей, которая вызывала аналогии с древнееврейским синедрионом...

Цыши

Цыши. В 160 году до н. э. (пятый год эры правления Юань-фэнь) ханьский император У-ди разделил страну на тринадцать районов и поставил для контроля над правителями округов и владений, расположенных на территории этих районов, тринадцать чиновников, названных цыши (XIII гл. 6, л. 24а). Иероглиф цы [иероглиф] означал «выявлять беззакония», а ши [иероглиф]  —«посол, посланец». В связи с этим название должности может быть переведено как «контролер».

 Цыши, получавшие жалованье в размере шестисот даней зерна в год, проверяли деятельность начальников округов, жалованье которых составляло две тысячи даней...

ВЧК в 1917-1918 годы: формирование (Капчинский, 2017)

Организационная структура главного карательного органа большевистской диктатуры была адекватной его основным задачам и месту в системе государственного аппарата новой власти. Изменение структуры ВЧК и ее численности происходило в зависимости от выполнения возложенных на нее задач, текущего политического момента, линии большевистского руководства и других факторов.

 После захвата власти большевики поначалу не собирались создавать специальные органы по борьбе с контрреволюцией, эту задачу наряду со многими другими выполнял Военно-революционный комитет. Однако 5 (18) декабря 1918 г. ВРК был распущен. 7 (20) декабря 1917 г. на заседании СНК было решено учредить Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем...

Военно-революционные комитеты (Бычков, 1940)

ВРК был создан по инициативе Ленина и ЦК большевистской партии Исполкомом Петроградского совета 13 (26) октября 1917 г.

 ВРК выступал сначала как орган вооруженного пролетарского восстания, но сразу же после победы социалистической революции он превратился в чисто боевую организацию, работавшую под непосредственным руководством товарищей Ленина, Сталина, Свердлова, Молотова, Дзержинского. ВРК приходилось наводить порядок, подавляя нападения врагов, вести всестороннюю и неутомимую оборону, укрепляя революционные позиции в окрестностях Петрограда от наступающих белогвардейцев, разрушать старые и строить новые органы власти...

Ад и Рай у славян

Представления об аде и рае у славян. Еще до принятия христианства встречаются сведения о том, что наши предки называли страну умерших словами «нав» и «пекло». Так, например, слово «навь» (навье) как страна умерших употребляется в Переяславской списке, где есть также такие слова: «из навей дети нас емлют» [1]. В «Повести о Петре и Февронии» читаем: «Яко же лести на древо в высоту через ноги в нави зрети, мысля, абы не сурватися с высоты» [2, с. 272].

 Слово «навь» (навье, навья, навей) в некоторых диалектах и говорах и сейчас еще употребимо в значении «мертвец» [3, с. 981]. В этом же значении оно употреблено и в некоторых местах летописей. В Лаврентьевской летописи говорится:

Страницы