Тэндай в IX веке

Основные направления развития школы Тэндай после Сайте: — это сближение со столичной знатью, усиление «тайной» составляющей в обрядности и в учении, переосмысление подхода к заповедям и развитие обрядов «памятования о будде».

 Для Сайтё: «таинства» были лишь одной из частей работы школы, а для его продолжателей они вышли на первое место. Повседневная деятельность на благо державы мыслится уже не как помощь народу в общеполезном труде на местах, а как моления по заказу мирян, кито:, и посвящения в «таинства» высших сановников и самих государей. Тем самым Тэндай перенимает тот образ «тайной» школы, который в Японии восходит не к Сайте:, а к Кужай.

 После Сайтё: главой школы Тэндай стал Гисин, его товарищ по поездке в Китай. Главный храм на горе Хиэй получил название Энрякудзи — по названию годов правления государя Камму, когда была основана школа. Обряды посвящения учеников в «заповеди бодхисаттвы» проводились весной, в годовщину смерти Камму, а важнейшей задачей Тэндай считалась защита города Хэйан — столицы, основанной этим государем

Цитируется по изд.: Трубникова Н.Н. История религий Японии IX-XII вв. - М., Наталис, 2009, с. 196.