Махаяна (Ильичёв, 1983)

МАХАЯНА (санскрит, буквально — большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончательное формирование махаяны относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и других. Расцвет махаяны в Индии — середина 1-го тысячелетия н. э. Из Индии махаяна распространилась в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название северного буддизма (отдельные секты на Яве и Суматре). Самые значительные философские школы махаяны - мадхьямика и йогачара. Махаяна дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн ,(китайское чань), образовавшаяся в Китае в 5 веке н. э., в настоящее время чрезвычайно популярна в Японии. В 5 веке появляется ваджраяна — направление буддизма, аналогичное индуистскому тантризму, распространившееся в Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение буддизма — ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.

Среди основных текстов махаяны, кроме сочинений религиозно-догматического содержания («Лалитавистара», «Саддхармапундарика-сутра» и др.), посвящённых главным образом мифологизированному образу Будды, тексты более философского содержания: «Праджнапарамита-сутры» («Сутры о высшей мудрости»), создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отдельные школ махаяны, среди которых центральное место занимает «Мадхьямика-карика» Нагарджуны, и др.

Развитие махаяны связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-ведийской культуры (расцвет махаяны совпадает с развитием религии и философии индуизма, в частности философии Шанкары), с другой — влиянием культурно-идеологических комплексов северных стран.

Центральная идея махаяны — совершенное отрицание реальности «проявленного» бытия: не только «Я» и мира, но и элементов (дхарм), из которых они образуются. Плюралистический универсум хинаяны был заменён Вселенной, понятой как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунья, универсальная пустота, утверждающая своеобразный абсолют-шуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всём, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религиозной реальностью махаяны — дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием, бытием «непроявленным»), утверждается эквивалентность эмпирического бытия и абсолюта, тождество «непроявленного» и «проявленного» бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары — неразличимость субъекта и объекта, психологического и онтологического, т. е. имманентность абсолюта (нирваны) миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирического бытия (т. е. уже явно позитивным), а понятие шуньи (пустоты) предстаёт как намёк на невыразимость этого состояния простоты.

В этическом отношении особенностью махаяны является подчёркивание активных моментов в буддийском нравственном идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деятельное служение; свидетельство этого — появление идеала бодхисаттвы (буквально — тот, чья сущность просветление, потенциальный будда), отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в её достижении другим. Этот нравственный идеал является практическим выражением идеи общей связанности всех в абсолюте. Одновременно среди «совершенств» рядом с каруной упоминается праджня (мудрость, прозрение).

Будда из совершенного человека в раннем буддизме и хинаяне превращается в махаяне в существо сверхъестественное. Развивается понятие татхагаты (буквально — достигший совершенства), обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной, в дальнейшем космическая концепция Будды, концепция трёх тел (три-кая), центральное место среди которых принадлежит дхар-макае, символизирующей учение (закон) Будды, воплощённое в общности всего существующего. Доктрина трикаи появляется в ранней махаяне, особое значение приобретает в поздней и в тантризме. Усложнение догматики привело к усложнению внешнего культа, особенно в тантризме и его разновидности — ламаизме.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Sogen V., Systems of Buddhist thought, Calc., 1912; Kimura R., A historical study of the terms Hinayäna andMahäyä-na and the origin of Mahäyärta Buddhism, Calc., 1927; Dutt N., Aspects of Mahäyäna Buddhism and its relation to Hinayäna, L., 1930; Suzuki B. L., Mahäyana Buddhism, with an introd. by D. T. Suzuki, L., 19482; Ward C. H. S., Buddhism, v. 2 — Mahäyäna, L., 1952; Suzuki D. T., Zen Buddhism, N. Y., 1956.

Понятие: