Деизм

ДЕИЗМ (DEISME). Вера в Бога без претензии на его познание. Но если совсем ничего не знать о Боге, как же узнать, что он Бог?

 

Деизм (СИЭ, 1964)

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религиозно-философское течение, сочетающее материалистические тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 веках в Англии и других странах Западной Европы. Предшественником английских деистов был Жан Боден. Родоначальником деизма считают Херберта Чербери (Herbert E. of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители деизма - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия конец 17 - начало 18 веков), Вольтер, Руссо (Франция 18 века), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 века).

Деизм (НФЭ, 2010)

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16—18 веков, рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. Широко распространенное в 16—17 веках религиозно-сектантское движение антитринитариев-социниан признавало Бога в качестве творца неба и земли, но отказалось от ряда важнейших догматов христианского вероучения, применяя ко многим из них критерии человеческого разума.

Деизм (Грицанов, 1998)

ДЕИЗМ (лат. deus - Бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. Логоцентризм, Логос, Метафизика), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. Автор). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на протяжении всей истории ее эволюции - вплоть до 20 в.) Д. сохраняет свои позиции как парадигма религиозной веры (см. Вера), типичная для естествоиспытателей: если 19 в. репрезентирован в этом отношении позицией Ч.Дарвина...

Деизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ДЕИЗМ (лат. Deus — бог) — одно из ключевых понятий европейского рационализма XVII-XVIII вв. К философам, в той или ной степени разделяющим позицию деизма, относятся Э.Г. Чербери, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, М.В.Ломоносов и др. Сторонники деизма признают, что Бог сотворил мир, но скептически относятся к участию Бога в делах мира. Бог, с точки зрения деизма, сыграл роль перводвигателя.

Деизм (Фролов, 1991)

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальник деизма — английский философ 17 в. Г. Чербери. Деизм отличен от теизма, признающего связь бога с миром и человеком, пантеизма, растворяющего бога в природе, и атеизма, отрицающего само существование бога. В условиях господства феодально-церковного мировоззрения деизм был нередко скрытой формой атеизма, удобным для материалистов способом отделаться от религии.

Деизм (Кузнецов, 2007)

ДЕИЗМ (от лат. deus — Бог) — философско-религиозное направление в отличие от теизма, выражавшего понимание Бога как личности, создавшей мир и человека и непрерывно управляющей ими, трактующее Бога как абстрактное внеприродное и отдаленное во времени и пространстве начало, но имевшее лишь первоначальное отношение к природе. Д. появился в Западной Европе во второй половине XVI в. в среде неортодоксального христианства (антитринитарии-уницитарии, социниане) и в XVI- XVIII вв. отождествлялся с так называемой естественной религией, не опиравшейся на Библию и отказывавшейся от догматов официальных христианских вероисповеданий. Виднейшим деистом во Франции XVI в. был Жан Боден (1530-1596), а в Англии впервой половине XVII в. - Эдуард Герберт Черберийский (1583-1648). Последующие английские деисты этого века Толанд (1670—1722) и Коллинз (1676-1729) стали инициаторами вольнодумства по отношению к религии и с этих позиций выступали с критикой не только Ветхого Завета (его критика развивалась и в предшествующие времена), но и Нового Завета, на что не решался никто из предшествующих философов…