Деизм (СИЭ, 1964)
ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религиозно-философское течение, сочетающее материалистические тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 веках в Англии и других странах Западной Европы. Предшественником английских деистов был Жан Боден. Родоначальником деизма считают Херберта Чербери (Herbert E. of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители деизма - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия конец 17 - начало 18 веков), Вольтер, Руссо (Франция 18 века), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 века). Деизм рассматривал религию как «естественный свет разума». Признавая бога как высшее разумное начало и первопричину мира, он отрицал дальнейшее вмешательство его в дела природы, сверхъестественные явления и чудеса. Деизм отвергал учение об откровении и требовал изучения природы с помощью опытного знания. Среди деистов имелись различные течения, от верующих христиан, толкующих библейские тексты с точки зрения разума, до приближающихся к откровенному атеизму (Толанд); особо выделяется этическое направление, считающее, что обоснование морали не нуждается в религиозной вере (Шефтсбери). В условиях раннего периода борьбы буржуазии против феодальной идеологии деизм использовался философами-материалистами в качестве «... удобного и лёгкого способа отделаться от религии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Деизм явился мировоззрением определенных кругов просвещенной аристократии и крупной буржуазии, он своеобразно отражал буржуазные стремления ограничить королевскую власть (Деизм, по Плеханову, «небесный парламентаризм»). Бог деистов - как бы конституционный монарх, ограниченный в своих правах. Для деизма характерно провозглашение свободомыслия лишь для избранных и сохранение религии как средства удержания широких масс в повиновении. В 17-18 веках деизм сыграл прогрессивную роль в борьбе за свободу мысли, за независимость науки от религии. В настоящее время [1964 год] деизма придерживаются некоторые буржуазные ученые-естественники, нежелающие открыто признать свою стихийно-материалистическую позицию. С другой стороны, за современным деизмом часто скрывается стремление оправдать религию, приспособить ее к науке (например, в современном католицизме).
E. M. Вейцман. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
Литература:
Маркс К., Энгельс Ф., Святое семейство.., К. Маркс и P Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2; Плеханов Г. В., О религии и. церкви, Избр. произв., М., 1957; (Орбинский R. B.), Англ. деисты XVII и XVIII столетий, Одесса, 1868 (Зап. Новоросс. ун-та, т. 3, в. 1); Деборин А. М., Очерки по истории материализма 17-18 вв., М.-Л., 1930; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (Рязань, 1930), Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Leslie S., History of English thought in the eighteenth century, L., 1876; Sayous A. E., Les déistes anglais et le christianisme..., P., 1882.