Деизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ДЕИЗМ (лат. Deus — бог) — одно из ключевых понятий европейского рационализма XVII-XVIII вв. К философам, в той или ной степени разделяющим позицию деизма, относятся Э.Г. Чербери, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, М.В.Ломоносов и др. Сторонники деизма признают, что Бог сотворил мир, но скептически относятся к участию Бога в делах мира. Бог, с точки зрения деизма, сыграл роль перводвигателя. определил законы мира, после чего предоставил мир самому себе, поэтому процесс познания действительности не требует обращения к Богу, мир должен быть понят из него самого. С точки зрения деизма, единственное допускаемое разумом чудо — чудо сотворения мира; иным чудесам в сотворенном мире нет места. Деизм — это «религия разума»; с его точки зрения, мир подчинен не воле Бога-личности, но лишь законам, доступным разуму. Бог в деизме не персонифицирован, он не контролирует мир, не вмешивается в естественный ход событий, поэтому Д. был основой европейского вольнодумства, основой критики религиозных «предрассудков».

Деизм  — достаточно противоречивое учение. Помимо познавательных задач (обоснование непреложности законов природы и одновременно — объяснение «начала» мира, невозможное в рамках науки XVII-XVIII вв.), деизм выступал в качестве основы этического учения. Так деизм как «религия в пределах только разума», по выражению Канта, превращается в «религию чувства». Деисты, выступая против церковной обрядности, против религиозной картины мира, как она представлена в священных текстах, считали необходимым признать существование «естественной религии». Эта религия предполагает веру в «верховное существо», которая является основой добродетельной жизни, и признание существования награды и наказания в загробном мире. Так деперсонифицированный Бог деизма обретает черты личности в его этическом учении.

Противоречия деизма приводят его сторонников к дуализму: Бог не создал материю, Он лишь перводвигатель и законодатель природы. В ряде деистических учений признается, что Бог наделил человека нематериальной душой, что составляет основу его свободы (Руссо). С точки зрения деиста Вольтера, человеческая свобода ограничена, естественное течение событий порой оказывается абсурдным с точки зрения человека, стоящего на нравственных позициях. Деизм следует отличать от теизма и пантеизма.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 93-94.

Понятие: