A priori

Апостериори и априори

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (лат. a posteriori – из последующего, a priori – из предшествующего) в философии науки – понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него. Классический рационализм (Декарт, Лейбниц) был связан с априоризмом – учением о всеобщности и необходимости самоочевидных истин разума, противопоставлявшихся случайным (фактуальным) истинам опыта. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется апостериорным содержанием, что обеспечивает универсальность и необходимость научного знания.

Априори (МВН)

АПРИОРИ (лат. a priori – из предыдущего), философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori – из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение «7 + 5 = 12» универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным.

Априори (Грицанов, 1998)

АПРИОРИ (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание априори и познание причины из ее действия - апостериорное познание.

Априорное (Кириленко, Шевцов)

АПРИОРНОЕ (лат. a priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и независимое от него, доопытное. Термин «априорное» использовался в средневековой философии. В Новое время Лейбниц называл априорными «истины разума». Термин получил широкое распространение после выхода работ И. Канта «критического» периода. Априорное знание нельзя отождествлять с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Априорное — характеристика формы, но не содержания знания. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе». Априорное противоположно апостериорному...

Априори (Конт-Спонвиль)

A PRIORI. Все то, что в духовной жизни существует независимо от опыта, в частности то, что делает сам опыт возможным (трансцендентальность), следовательно, все то, что должно, по меньшей мере, рассуждая логически, предшествовать опыту. У Канта таковы априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (категории).

Априори (Фролов)

АПРИОРИ (лат. a priori — изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию (сравни Апостериори). Противопоставление априори и апостериори особенно характерно для философии Канта, который, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятий, неупорядоченным и недостоверным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и т. д.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 29.

Априори

АПРИОРИ, неизм. (нач. XIX в.). Умозрительно, без учёта фактов, независимо от опыта. Утверждать априори. Априори решения принимать нельзя. «Депутатам проект бюджета не понравится априори» (TV). 

—           Нем. a priori — априори < лат. a priori — букв, от предшествующего (а — от, prior — первый).

Ср. апостериори.

Subscribe to RSS - A priori
Яндекс.Метрика