Апостериори

Апостериори и априори

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (лат. a posteriori – из последующего, a priori – из предшествующего) в философии науки – понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него. Классический рационализм (Декарт, Лейбниц) был связан с априоризмом – учением о всеобщности и необходимости самоочевидных истин разума, противопоставлявшихся случайным (фактуальным) истинам опыта. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется апостериорным содержанием, что обеспечивает универсальность и необходимость научного знания.

Апостериори

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori, букв. - из последующего) - философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ("до-опытному" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием апостериори все опытное познание или "истины факта" в отличие от "истин разума", т. е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания.

Апостериорное

АПОСТЕРИОРНОЕ (лат. a posteriori — из последующего) — знание, получаемое из опыта. Термин «апостериорное» использовался в средневековой философии, в Новое время Лейбниц называл апостериорными все опытные знания, «истины факта». И. Кант также называл апостериорным всё знание, полученное с помощью органов чувств. Однако для него апостериорное знание не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов — не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка...

Апостериори

A POSTERIORI. Все, что следует за опытом и зависит от него. Противостоит понятию a priori, но подразумевает его (по Канту) и ценится гораздо больше (по общераспространенному мнению). Убедиться в правоте того или иного утверждения можно, только испытав его на опыте. Даже арифметические действия и геометрические доказательства, которые можно сравнить с опытами мыслительной деятельности, для каждого из нас обретают ценность истины только после того, как мы лично их проделаем или выведем.