Пантеизм

ПАНТЕИЗМ (греч. Theos — Бог) — отождествление Бога с космосом и природой.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 356.

+ + +

ПАНТЕИЗМ — учение, отождествляющее Бога и Вселенную, Космос, Природу; идея, отрицающая существование надприродной божественной личности и признающая существование безличного Духа, тождественного некоему космическому Разуму.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 268.

Пантеизм (Мчедлов, 1999)

ПАНТЕИЗМ — воззрения, предполагающие тождество божественной и природной субстанций (термин введен в употребление в начале 18 века И. Фаем и Дж. Голандом — от греч. pan и theos все — бог); тип религиозного мировоззрения, противоположного теизму, разграничивающему Бога и мир; натуралистическое восприятие божества, отличающееся от супранатуралистических концепций Бога в монотеистических религиях. Различаются следующие разновидности пантеизма: философско-религиозно-мистический и традиционный, относящийся к народным языческим верованиям и их пережиткам. Различные традиции пантеизма взаимодействовали между собой (например, присутствие элементов античного язычества в пантеистических философских концепциях древнегреческих мыслителей, философизация религиозно-мистического пантеизма; возбуждаемый традиционными верованиями интерес к идеям пантеизма в религиозно-мистической литературе и т. д.)...

Пантеизм (СИЭ, 1967)

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все и teos - бог) - философское учение, согласно которому бог и природа объединены или тождественны. Элементы пантеизма можно проследить в древнекитайской и особенно древнеиндийской философиях. В древнегреческой философии принципы пантеизма были сформулированы Ксенофаном (конец 6 - начало 5 веков до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности.

Пантеизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПАНТЕИЗМ (греч. pan — всё, theos — Бог) — учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующей в мире. П. противоположен креационизму, предполагающему принципиальное различие Творца и творения, запредельность Бога миру. Само творение креационизм понимает как личностный волевой однократный акт создания конечного мира «из ничего». Для П. божественное творчество непрерывно и вневременно.

Пантеизм (Подопригора)

ПАНТЕИЗМ — философское учение, объединяющее бога и мир, а иногда и отождествляющее их. В истории домарксистской философии в пантеистических концепциях часто скрывались натуралистические тенденции, полностью растворявшие бога в природе и нередко подводившие к материализму и потому представлявшие собой форму оппозиционного по отношению к господствовавшему религиозно-идеалистическому мировоззрению учения. Иногда же в эту форму облекались различные религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге.

Пантеизм (Конт-Спонвиль)

ПАНТЕИЗМ (PANTHEISME). Вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natura»), и другого Бога нет и быть не может. Отсюда понятно, почему пантеистов столь часто обвиняли в атеизме, хотя с тем же успехом пантеизм может быть и религией имманентности. Иногда в истории философии различают пантеизм, утверждающий, что все сущее есть Бог, и панэнтеизм, согласно которому все сущее — в Боге. Именно последнее убеждение, по мнению Геру (191), разделял Спиноза.

Пантеизм (Фролов)

ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в двух формах: натуралистический Пантеизм (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т.

Пантеизм (Кузнецов)

ПАНТЕИЗМ (от греч. tov — все и teog — бог) — многочисленные учения и воззрения, отождествляющие бога и природу. Пантеистические воззрения появились уже в древности, в древнеиндийской, древнегреческой философии. В средневековых философских воззрениях в противоположность монотеистическим представлениям официального креационизма о творении личным Богом природы и человека «из ничего» пантеисты развивали концепцию извечного, вневременного творения безличным Богом.