Пантеизм (Кузнецов)
ПАНТЕИЗМ (от греч. tov — все и teog — бог) — многочисленные учения и воззрения, отождествляющие бога и природу. Пантеистические воззрения появились уже в древности, в древнеиндийской, древнегреческой философии. В средневековых философских воззрениях в противоположность монотеистическим представлениям официального креационизма о творении личным Богом природы и человека «из ничего» пантеисты развивали концепцию извечного, вневременного творения безличным Богом. Обезличивание Бога вело к натуралистической трактовке природы и человека, позволяло сочетать дух и природу в некотором единстве и приводило в конце концов к натуралистическому П. Виднейшим представителем П. был Давид Динапский (XII—XIII вв.). Натуралистический П. в особенности был присущ натурфилософии Возрождения, пантеистический характер которой наиболее последовательно сформулировал Джордано Бруно: «Природа — это Бог в вещах». Классическим философом натуралистического П. стал Бенедикт Спиноза (1632 — 1677), центральный тезис его метафизики: «Бог, или субстанция, или природа». В дальнейшей европейской истории философии влияние спинозизма было весьма велико, особенно в немецкой философии XVIII — начала XIX в. Гегелевская трактовка Бога как абсолютной идеи и системы взаимосвязанных категорий, «отчуждающихся» в мир природы, — разновидность логизированного П.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 401-402.