Пантеизм (СИЭ, 1967)

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все и teos - бог) - философское учение, согласно которому бог и природа объединены или тождественны. Элементы пантеизма можно проследить в древнекитайской и особенно древнеиндийской философиях. В древнегреческой философии принципы пантеизма были сформулированы Ксенофаном (конец 6 - начало 5 веков до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религиозно-политеистические представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистической мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистически-римскую эпоху пантеизм со значительными элементами материализма был присущ натурфилософским воззрениям стоиков. В средние века наблюдались 2 разновидности пантеизма - натуралистический пантеизм (растворение бога в природе) и мистический пантеизм (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности пантеизма причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистический пантеизм, провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества официальной церкви душевно познать бога, стал основой многих народно-еретических движений. Крупнейшим представителем мистического пантеизма в начале 16 века был Томас Мюнцер. Натуралистический пантеизм, тяготеющий к материализму, достиг значительного развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у которого были сильны и мистические мотивы), итальянские и немецкие натурфилософы 16-17 веков. У итальянского мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистические и атеистические выводы под формой пантеизма были сделаны голландским мыслителем 17 века Б. Спинозой. Натуралистический пантеизм также переходил в материализм у немецких мыслителей 18 века (И. Г. Гердер, И. В. Гёте). Ватиканский собор 1869-1870 годов проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В современную эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектического материализм, всякие пантеистические построения - безусловный шаг назад.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Понятие: