Китайская философия

Китайская философия в XVII—XVIII веках (ВИ, 1958)

Традиционализм, который был характерен для всей китайской культуры XVII—XVIII веков, в области философии выразился в стремлении уложить мысль в привычные схемы, оперировать давно сложившимися понятиями, опираться на старые письменные памятники. Но поскольку интересы маньчжурских властителей Китая и перешедшей к ним на службу значительной части китайских феодалов столкнулись на этой почве с стремлениями и чаяниями китайских ученых, мечтавших о свержении власти чужеземцев и о восстановлении национальной власти, постольку традиционная философия стала отражать две прямо противоположные тенденции: одну, направленную на охрану режима, установившегося при маньчжурах, и другую, стремившуюся к свержению этого режима...

Китайская философия: этапы развития

Имя Конфуция (551—479 гг. до н. э.) открывает этот период. Он впервые сформулировал принцип прихода во власть сообразно заслугам, а не по праву наследования. В его проповедях упор делается прежде всего на необходимость создания широкой системы обучения (что предполагало приобщение к чтению и комментированию классиков, необходимость анализа истории, поиск талантов, отвращение к незыблемым догмам и религиозным истинам...), а также ритуального кодекса. Большая важность придавалась развитию музыки, согласно определенным морально-этическим и эстетическим канонам. Все это должно было позволить человеческому обществу обустроиться в рамках иерархизированной гармоничной системы. Конфуций ничего не писал, он собрал и упорядочил работы классиков, творивших до него; его ученики издали книгу «Суждения и беседы» («Лунь юй»), содержащую его мысли...

Китайская философия (Каменарович, 2014)

На протяжении всей своей истории китайская мысль, которую для удобства условимся называть китайской философией, разрабатывалась не столько для того, чтобы кого-то в чем-то убеждать, сколько для того, чтобы помогать жить. Непосредственным следствием этого является близость философии ко всем прочим дисциплинам, обращенным к знанию, размышлению и призванным оказывать влияние на индивидуальное и социальное поведение людей. Тут речь идет о том, чтобы, по выражению Анн Чэн, «мыслить запросто».

Китайская философия: роль конфуцианства

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СТЕРЖНЕВАЯ РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА. И в «осевое время» зарождения китайской философии, и в эпоху «соперничества ста школ», и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре традиционного Китая, поэтому его история является стержневой для всей истории китайской философии или по крайней мере той ее части, которая начинается с эпохи Хань.

Китайская философия (школы)

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ. В начальный период своего существования (6–3 вв. до н.э.) китайская философия в условиях категориальной недифференцированности философского, научного и религиозного знания являла собой картину предельного разнообразия взглядов и направлений, представлявшихся как «соперничество ста школ» (бай цзя чжэн мин). Первые попытки классификации этого многообразия предпринимались представителями главных философских течений (конфуцианства и даосизма) в стремлении подвергнуть критике всех своих оппонентов.

Китайская философия (методология)

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА. Одним из следствий общеметодологической роли логики в Европе стало обретение философскими категориями прежде всего логического смысла, генетически восходящего к грамматическим моделям древнегреческого языка. Китайские аналоги категорий, генетически восходя к мифическим представлениям, образам гадательной практики и хозяйственно-упорядочивающей деятельности, обрели прежде всего натурфилософский смысл и использовались в качестве классификационных матриц: напр., двоичная – инь ян, или лян и – «двоица образов»; троичная – тянь, жэнь, ди – «небо, человек, земля», или сань цай – «три материала»; пятеричная – у син – «пять элементов»...

Китайская философия (НФЭ, 2010)

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине 1-го тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом большую часть лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры – «Шу цзине» («Каноне [документальных] писаний»), «Ши цзине» («Каноне стихов»), «Чжоу и» («Чжоуских переменах»), сложившихся в 1-й пол.

Китайская философия (Грицанов, 1998)

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания - через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, - принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира.

Китайская философия (Кириленко, Шевцов, 2010)

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - уникальная составная часть мировой философии, оказавшая влияние на формирование культурной общности, системы ценностных ориентации стран Дальнего Востока. На рубеже перехода предфилософии в философию (XXI-VII вв. до н.э.) развивающееся сознание осмысливает все явления природно-родовой жизни в круговой динамике чередования активности и пассивности, свертывания и развертывания, пробуждения и засыпания, взаимодействия мужского и женского начал — противоположностей, образующих основу жизни. Наглядным выражением единства противоположностей стали свет («ян») и тень («инь»).