Веданта

Веданта (ИИ, 1979)

В период средневековья преобладающим становится влияние веданты, но это не означает, что она возникла позднее других даршан: первое ее самостоятельное сочинение «Брахма-сутра», приписываемое мудрецу Бадараяне, относится ко II веку до н. э. Сами ведантисты склонны возводить свое учение непосредственно к упанишадам, считая их тексты первоистоком всех своих построений. Тенденциозность подобного взгляда очевидна. Кстати, и сам трактат Бадараяны, как, впрочем, и вообще ранние сутры, будучи сборником кратких и не всегда попятных изречений, скорее наметил основные тенденции учения, нежели целиком раскрыл его своеобразие...

Двайта-веданта

ДВАЙТА-ВЕДАНТА (caнcкp. dvaita-vedanta, букв.— двойственная веданта) — философская школа в рамках вишнуитского течения веданты, крупнейшим представителем был Мадхва. В еще большей степени, чем вишишта-адвайта, двайта-веданта углубила теистические мотивы веданты, вместе с тем в чисто философских построениях двайты ощущается близость не только к санкхье, как у Рамануджи, но и к некоторым идеям нъяя-вайшешики. Среди сочинений «тройственного канона» веданты наибольший упор в двайте делается на «Бхагавадгиту» (а с ней и на другие эпические тексты) и теистически истолкованные «Брахма-сутры»\ для двайты характерна также ориентация на пураны. С точки зрения двайты есть три реальных и вечных сущности: Бог (персонифицированный вобразе Кришны), души (джива) и неодушевленные предметы (декада); речения же священных текстов о единственности Брахмана означают лишь, что только Кришна независим и самовластен (сватантра), прочие же сущности зависят от него (паратантра)...

Веданта (НФЭ, 2010)

ВЕДАНТА (санскр. vedanta, букв. — скопец Вед», т. е. их итог и завершение; по другой трактовке — учение, опирающееся на заключительные части ВедУпанишады) — наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7—8 векам. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда ее другое название — уттара-миманса, или поздняя миманса; в отличие от пурва-мимансы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами, веданта учит не осмыслению ритуальных правил, но определенной целостной интерпретации откровения (шрути). Три канонических источника, или основания (прастхана-трайя), веданты — Упанишады (шрути-прастхана, т.е. основание откровения), «Бхагавадгита» (смрити-прастхана — основание предания, или вторичного текста, опирающегося на Веды) и «Брахма-сутры» Бадараяны (т. н. основание рассуждения, или ньяя-прастхана). Окончательно оформившаяся позднее других даршан веданта включила в себя некоторые идеи других ортодоксальных систем (особенно мимансы и санкхьи), а также ряд положений и диалектических приемов буддизма (в основном через Бхартрихари, Бхартрипрапанчи и Гаудападу)...

Веданта (Фролов, 1991)

ВЕДАНТА (буквально «завершение Вед») — одна из ортодоксальных систем индийской философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. Веданта и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые основные положения Веданты были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем Веданта развивалась по линии издания комментариев на это сочинение и на Упанишады. В Веданте существуют два направления. Первое из них — адвайта (абсолютный не-дуализм), основателем которого был Шанкара (8 век).

Веданта (Кузнецов, 2007)

ВЕДАНТА (санскр., букв.: окончание Вед) — термин индийской культуры, в которой он имеет два значения: а) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); б) наиболее влиятельная из шести основных религиозно-философских систем, признающих авторитет вед, философская основа индуизма. Ее «тройственной основой» считаются упанишады, Бхагавадгита и «Брахма- сутра». В произведениях ее последователей теоретически разрабатываются концепции мира, его духовной первоосновы, познания, души, освобождения. В истории В. выделяют следующие периоды. Начало 1-го тысячелетия до н.э. - VI в. н.э. - период формирования главных идей В. и первых попыток их систематизации в «Брахма-сутре» Бадараяны, а также намечаются тенденции, обусловившие появление различных течений В. Первыми учителями В. называют Упаваршу, Танку, Бхартрипрапанчу и Дравиду. К названному периоду относится также Бхартрихари. Примерно к XIV в. окончательно офор-мляются классические системы трех главных течений В.: адвайта-веданта Шанкары (конец VIII - IX в.), вишишта-адвайта Рамануджи (1017-1137) и двайта-веданта Мадхвы (XIII в. - возможно, начало XIV в.)...