Веданта (Кузнецов, 2007)

ВЕДАНТА (санскр., букв.: окончание Вед) — термин индийской культуры, в которой он имеет два значения: а) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); б) наиболее влиятельная из шести основных религиозно-философских систем, признающих авторитет вед, философская основа индуизма. Ее «тройственной основой» считаются упанишады, Бхагавадгита и «Брахма- сутра». В произведениях ее последователей теоретически разрабатываются концепции мира, его духовной первоосновы, познания, души, освобождения. В истории В. выделяют следующие периоды. Начало 1-го тысячелетия до н.э. - VI в. н.э. - период формирования главных идей В. и первых попыток их систематизации в «Брахма-сутре» Бадараяны, а также намечаются тенденции, обусловившие появление различных течений В. Первыми учителями В. называют Упаваршу, Танку, Бхартрипрапанчу и Дравиду. К названному периоду относится также Бхартрихари. Примерно к XIV в. окончательно офор-мляются классические системы трех главных течений В.: адвайта-веданта Шанкары (конец VIII - IX в.), вишишта-адвайта Рамануджи (1017-1137) и двайта-веданта Мадхвы (XIII в. - возможно, начало XIV в.). Во всех течениях первоосновой и первопричиной сущего считалось духовное начало Брахман, но представители различных течений расходились в толковании атрибутов Брахмана и его познаваемости. Адвайтисты (от адвайта — недвойственный) основывались на трех положениях: Брахман — подлинная реальность; мир иллюзорен; личное подлинное «Я» тождественно Брахману, а их раздельность порождена мировой иллюзией (майей). Руководствуясь приведенным положением, они интерпретировали путь к освобождению как «путь знания» (джняна-марга), идущий через познание душой своего единства с Абсолютом. Это не рациональное, а интуитивное познание, т.к. Брахман — высшая реальность, лежащая за пределами досягаемости логики. В системе Шанкары отождествляемый с Ишварой Брахман часто называется Шивой. Представителями адвайты были также учитель Шанкары Гаудапада, ученики первого Падмапада, Сурешвара (VIII в.), Мандана- мишра и Вачаспатимишра (VIII—IX вв.).

Сторонники вишишта-адвайты (букв.: недвойственность различного) разработали вишнуистский вариант В. Они считали Брахман не просто чистым сознанием (как адвайтисты), но личностью, свободной от несовершенств и наделенной бесчисленными добродетелями — Ишварой, а также инструментальной и материальной причиной мира. Индивидуальные души и их тела, а также вообще все материальное являются качествами, проявлениями Брахмана, составляют тело творца мира - Ишвары. Брахман поддерживает, ограничивает все это многообразие, является его первоосновой и первоначалом, но не сводится к нему. К постижению такого Брахмана ведет, по их учению, не «путь знания», а «путь любви» (бхакти-марга) как преданности богу и соучастия в нем.

Двайта-веданта (от двайта — букв.: двой-ственность) Мадхвы сложилась в русле вишнуистского течения В. и была менее влиятельной, чем система Рамануджи. Она стала крайним воплощением тенденции различения Брахмана и мира, противостоящим адвайте. Философские взгляды Мадхвы представлены в «Мадхва-бхашье», в комментарии к «Брахма-сутре», в толкованиях к вышеупо-мянутому комментарию «Анувьякхьяна» и в трактате «Татгвасамкхьяна» («Перечисление сущностей»). Онтология двайты выстраивается им на различении между Брахманом (Вишну) и всем остальным миром и на абсолютной зависимости мира от Брахмана, которого в отличие от других течений В. двайта считает только движущей причиной мироздания, а отнюдь не материальной. Другие первопричины (таттвы), в том числе и материя (пракрити), считаются извечно сосуществующим с ним и зависимыми от него. Индивидуальные души мыслитель также провозглашает отличными от Брахмана и характеризует как его отражения (абхаса). Души неодинаково отражают Брахмана, поэтому в мире живого нет равенства и не все одинаково обретут божественное милосердие и достигнут освобождения.

Почти пять веков после Мадхвы В. существовала без заметных изменений. В XVIII в. резкое изменение историко-культурного контекста, связанное с установлением британского владычества в Индии, породило к жизни новые тенденции в В. и стимулировало ее новую разновидность — неоведантизм. Наиболее известными его представителями были Рам Мохан Рай (1772-1833), Даянанда (1824-1883), Рамакришна (1836 -1886), Свами Вивекананда (1863-1902), Балгангадхар Тилак (1856-1920), Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) и Ауробиндо Гхош (1872- 1950), выступившие как реформаторы и просветители, а также как политические деятели. Характерной особенностью неоведанты стало стремление ее идеологов использовать ведантистский канон для решения современных социально-политических проблем, для борьбы за национальное освобождение и возрождение национальной индийской культуры, но без черт феодализма и без канонизации социального неравенства. В пер-вые десятилетия XX в. использование ведан- тистских идей в политике приняло такой широкий размах, что Ауробиндо Гхош даже назвал это явление «политическим ведантизмом».

Литература:

Брахмасугры. Комментарий Шанкары/Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997;

Исаева Н.В. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахмасутры» / Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985;

Она же. Шанкара и индийская философия. М., 1991;

Костюченко B.C. Интегральная веданта. М., 1970;

Он же. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 70-72.

Понятие: