Веданта (Фролов, 1991)

ВЕДАНТА (буквально «завершение Вед») — одна из ортодоксальных систем индийской философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. Веданта и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые основные положения Веданты были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем Веданта развивалась по линии издания комментариев на это сочинение и на Упанишады. В Веданте существуют два направления. Первое из них — адвайта (абсолютный не-дуализм), основателем которого был Шанкара (8 век). Согласно адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Основными методами познания адвайта признает интуицию и откровение и считает, что вывод и ощущение играют второстепенную роль. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Значительную роль в Веданте Шанкары играло учение о психических состояниях (авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Второе направление Веданты — вишишта-адвайта (различительный не-дуализм), основоположником которого является Рамануджа (11 —12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с культом бога Вишну.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 60.

Понятие: