Благо

Благо

БЛАГО в этике и философии, то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В античной этике благо трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравственная добродетель и т. п.).

Благо (Шохин, 2010)

БЛАГО. Понятие блага следует отличать от понятия ценности, с этой целью наряду с аксиологией представляется уместным внести термин «агатология» (от греч. ἄγαϑόν – «благо» и λόγος – «учение»). В качестве ценности нечто прежде всего переживается сердцем, а в качестве блага признается разумом; ценность означает прежде всего нечто неотъемлемо личное, тогда как благо – нечто общепризнанное, что индивид стремится присвоить; ценность поэтому, при любых попытках разделить ее с кем-то, остается принципиально «субъективной», тогда как благо, при любой степени его индивидуализируемой интериоризации, – относительно «объективным». Между ценностями и благами может быть согласие, но может быть (и чаще всего бывает) конфликт: что-то может быть признано разумом в качестве блага, но не стать драгоценностью для сердца (которому, как известно, «не прикажешь») и, наоборот, быть таковым для сердца и не устоять перед судом «практического разума» (тревожа совесть)...

Tags: 

Благо (Смирнов, 2010)

БЛАГО. В арабо-мусульманской философии можно выделить две основные линии понимания блага и зла: конвенциальную и субстанциальную. Первая связана прежде всего с каламом, вторая в основном с арабоязычным перипатетизмом, частично с исмаилизмом и ишракизмом. В суфизме противопоставленность этих двух линий снимается в соответствии с суфийским принципом «растерянного» рассуждения.

Благо (Бибихин, 2010)

БЛАГО (греч. ἀγαϑόν, лат. bonum) – состояние и условие совершенства, осуществленного бытия; ведущее понятие средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно принятых в ней имен божественного начала. Если в синонимичном понятии добра доминирует мотив абсолютного нравственного долга и волевого выбора, то понятие блага более онтологично. Благость Творца – черта монотеистического мироощущения; в архаике и политеизме она не разумеется сама собой. В недрах европейской культуры то и дело дает о себе знать угроза недоброго начальника бытия (манихейство и другие ереси, оригинальные системы мысли Леонардо да Винчи и Ницше, гипотеза бога-обманщика у Декарта и др.). Подобно тому как с первых строк Библии («и увидел Бог, что это хорошо») доминанта блага утверждает себя в борьбе с подозрительным недоверием к творцу, проявляющимся в остаточной форме, например, в эпизоде с Вавилонской башней, где Бог проявляет нечто вроде зависти...

Благо (СЗФ.ЭС, 2009)

БЛАГО - общая позитивная оценка, применяемая не только к личности, но и к действию, состоянию или вещам. Греческое слово agathon изначально характеризовало лишь пригодность чего-либо. Противоположным понятию «благого» в этом морально нейтральном смысле выступает понятие «плохого», выражающее относительную непригодность. Относительное значение понятия благо бывает двух видов: техническое благо и прагматическое благо. Технически благими считаются средства и пути, ведущие к успешному осуществлению предполагаемой цели.

Tags: 

Нематериальные блага

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА — группа объектов гражданских прав, не имеющих экономического содержания и неотделимых от личности их носителя, блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. К числу нематериальных благ относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемые и не передаваемые иным способом...

Tags: 

Общественное благо

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, общественные фонды потребления — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся юридическая помощь, оборона, бесплатное образование, здравоохранение, бесплатный проезд, общедоступное посещение музеев.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 328.

Tags: 

Блага (Лопухов)

БЛАГА — всё, что приносит человеку пользу, создает удовольствие, жизненный комфорт, благополучие, достаток и способно удовлетворить жизненные потребности людей. Естественные Блага достаются людям от природы, от Всевышнего в практически готовом виде (свободная земля, воздух, вода рек, озер, морей, океанов, растительный и животный мир, все неоплачиваемые природные богатства). Экономические блага создаются трудом людей, являются результатом их деятельности, следовательно, обладают стоимостью. Эти блага платны, продаются и покупаются, наследуются, даруются.

Tags: 

Благо (Конт-Спонвиль)

БЛАГО  (BIEN, TOUT EST -). Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы. Между тем она совершенно безупречна. Если Бог существует, если он всемогущ и всеблаг, значит, и в самом деле все к лучшему в этом лучшем из миров, и иначе быть не может.

Tags: 

Благо (Фролов)

БЛАГО — в философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности (противоположность Б.— отрицательная ценность, зло); предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные Б.— результат стихийных природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные Б.— продукты деятельности человека. Но в обоих случаях Б. составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Б. К материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства производства, к духовным Б.— знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, моральное добро, заключенное в поступках людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с точки зрения его созидательных потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее Б. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому, что Б. для одного класса (общества) может быть злом для др. Поэтому Б. носит как общечеловеческий, так и классовый характер. Б. может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности. В этом смысле в понятии Б. выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

Страницы