Благо

БЛАГО в этике и философии, то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В античной этике благо трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравственная добродетель и т. п.).

У Платона и в античном платонизме благо отождествляется с высшей ступенью в иерархии бытия (единое — в неоплатонизме). В средневековой схоластике, перерабатывавшей идеи античной философии на основе принципов христианского теизма, в качестве высшего блага (лат. summum bonum) выступает бог, являющийся источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений.

Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как благо (Гоббс, Спиноза: благо есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевропейской этики является утилитаристское истолкование блага, сведение его к полезности (см. Утилитаризм).

В дальнейшем понятие блага постепенно утрачивает своё значение и с середины 19 века вытесняется понятием ценность. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие блага синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: