Духовенство

Духовенство при Людовике XIV

Первое из трех сословий королевства и общества, это сословие oratores: тех, кто молится. Духовных лиц насчитывается около 350 000 человек («Состояние Франции» на 1702 г.). Будь то мужчины или женщины, все они согласно католической доктрине соблюдают обет безбрачия. Церковные мессы, исповеди, проповеди составляют часть их службы и священных обязанностей.

Католическое духовенство

КАТОЛИЧЕСКОЕ ДУХОВЕНСТВО в России принадлежит в настоящее время по территориальному признаку к двум Апостольским администратурам — европейской и азиатской части страны. По причине острой нехватки католического духовенства в Апостольских администратурах получают инкардинацию (т. е. каноническую приписку) также и клирики, ранее приписанные к другим диоцезам. В этом случае можно говорить о "направлении с миссией" для пастырского служения. Этим объясняется присутствие большого количества иностранных священников в обоих Апостольских администратурах.

Православное духовенство (православная иерархия).

Одновременно с утверждением христианства в качестве государственной религии при святом равноапостольном князе Владимире, крестителе Киевской Руси (988), появилось в стране и православное духовенство. Как и в Византии, русское духовенство вначале было привилегированным сословием. Особым уважением пользовалось в Древней Руси монашество как удел избранных угодников Божиих, оплот благочестивой молитвенной жизни. В монастыри нередко поступали богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии.

Буддийское духовенство

Иерархия священнослужителей в буддийской общине восходит к тибетской традиции. Самым низким ламским достоинством обладает гэнин ("банди" или "манджи" в тибетских монастырях), обязанный соблюдать от 5 до 15 лет 5 обетов, более зрелый и опытный лама может получить сан гэсула (гэцюля в тибетском варианте), связанный уже с исполнением 30 и более обетов. Вершиной иерархии лам является сан гэлуна (гелюнг в тибетском буддизме), носитель которого должен соблюдать уже 253 предписания и обета.

Мусульманское духовенство

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО — термин носит условный характер, поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении. Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (см. Мулла, Муэдзин), мусульманским судопроизводством (см. Кади), разработкой и трактовкой вопросов мусульманского права (см. Факих) и богословия (см. Улемы, Муджтахид), руководством общиной верующих (см. Имам) и мусульманским государством (см. Халиф), а также глав отдельных религиозных общин (см. Муфтий), орденов, братств (см. Шейх, Ишан). В шиитском исламе служители культа имеют более четкую иерархическую организацию (см. Аятолла), чем у суннитов. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских братств (см. Суфизм, Тарика), некоторым общинам и организациям (см. Братья-мусульмане). Мусульманское духовенство в социальном отношении весьма неоднородно: его высшие слои часто включены в высшие эшелоны государственной власти в мусульманских странах. Руководители орденов и братств, некоторых сектантских общин нередко ошибочно воспринимаются массовым сознанием верующих как выразители интересов и чаяний широких народных масс.

Духовенство (Орлов)

ДУХОВЕНСТВО — служители культа, организованные в иерархическую корпорацию. Свое духовенство имели и имеют все мировые религии (буддизм, иудаизм, ислам, христианство). В России наиболее крупной является православная церковь. Духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (священно- и церковнослужители, живущие в миру как светские люди). С момента принятия Русью христианства (988) получило особые права и привилегии. Например, налог в пользу церкви — десятину, право на пожалования и др. Духовенство стало складываться в обособленное сословие. Юридически духовенство как полупривилегированное сословие сложилось после отмены патриаршества и подчинения церкви государству при Петре I. В 1722 г. были введены духовные штаты, зафиксирована принадлежность определенных лиц к духовенству. Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и подушной подати. Дети духовенства должны были обучаться в духовных школах и жениться на девицах священнослужителей. В 1764 г. после секуляризации церковных имуществ установились штаты монастырей и обязательный минимум оплаты жалования. После Октябрьской революции 1917 г. церковь была отделена от государства, было восстановлено патриаршество. Духовенство стало корпорацией гражданского общества.

Subscribe to RSS - Духовенство
Яндекс.Метрика