Духовенство

 

Духовенство: черное и белое

Тяжкий кризис, потрясавший университеты XIII — начала XIV века, выявил двусмысленность положения интеллектуалов и недовольство многих из них. Это был спор монахов и клириков, жесткая оппозиция белого духовенства растущему числу мэтров, принадлежавших новым нищенствующим орденам.

Действительно, с самого возникновения их ордена доминиканцы стремились проникнуть в университеты. Это было даже целью их основателя — проповедь и борьба с ересями, что требовало от монахов вооруженности серьезным интеллектуальным багажом. Вскоре в университеты явились и францисканцы, число которых росло по мере отхода, по крайней мере, частичного, от позиций св. Франциска: он, как известно, был враждебно настроен к науке, считая ее препятствием на пути к нестяжательству, чистоте и братству с простым людом...

Духовенство в Российской империи

В последние 15 лет история РПЦ и духовенства стала изучаться намного интенсивнее, чем в советское время. Число опубликованных работ перевалило за сотню; защищено более трех десятков диссертаций 90. Причем в основной своей массе исследования выполнены на региональных материалах — и это очень ценно. Религиозная жизнь в огромной империи, отдельные части которой обладали существенной автономией, обусловленной слабостью административной, транспортной и информационной структуры, своеобразием местных условий и слабым контролем со стороны центра, имела большую региональную специфику. Законы и указы приходили в провинцию (и особенно в отдаленные части империи) позже, воплощались в жизнь с некоторым опозданием и отклонениями. Региональные исследования создали насыщенную деталями картину развития церкви, духовенства и приходской жизни в различных по своим характеристикам епархиях...

Годары (священники) [Исландии]

Мы уже коротко касались, в основном с политической точки зрения, понятия годар, goðar (мн. ч. goði, см. Годордсмены, глава 2). У нас нет никаких оснований предполагать, что эти люди образовывали некий устойчивый корпус жрецов; еще в меньшей степени можно подумать, что они составляли особую касту, проходили особый обряд посвящения или даже обнаруживали определенные качества, необходимые для занятия этой должности.

Похоже, что для того, чтобы стать годаром, помимо принадлежности к определенной семье или клану, то есть знания конкретных обычаев, правил и легенд, достаточно было являться главой семьи (для совершения частных обрядов) или рода (для совершения общественных обрядов). Такой человек получал право совершать главные обряды, без которых жизнь — в чем мы убедились, рассказывая об основных этапах жизни...

Духовенство и дворянство во Франции XVII века

Французское дворянство изыскивало, помимо прямых сеньориальных поборов, и другие источники эксплуатации крестьян. Младшие сыновья знатных фамилий нередко получали духовный сан. Благодаря привилегиям французской (галликанской) церкви назначение на церковные должности было правом короля, и он использовал это право для поддержки дворянства. Все высшие церковные должности — архиепископов, епископов, аббатов — раздавались французской знати, являясь для нее немаловажным источником дохода; верхушка первого сословия (духовенства) и второе сословие (дворянство) были поэтому связаны во Франции теснейшими родственными узами. Доходы церкви составлялись не только из того, что давали собственно церковные земли, но также из десятины (обычно тоже в переводе на деньги), которая собиралась в пользу церкви со всех крестьянских хозяйств...

Мусульманское духовенство

Мусульманское духовенство — термин носит условный характер, ибо в исламе нет институтов церкви и рукоположения, как в христианстве, а следовательно, нет и института духовенства. Обычно под мусульманским духовенством понимается совокупность людей, специально занимающихся отправлением религиозного культа (имамы, муллы, муэдзины), исламского судопроизводства (кади), разработкой богословских проблем (улемы, муджтахиды), трактовкой вопросов мусульманского права (факихи).

Духовенство [Англии XVI века]

ДУХОВЕНСТВО. Статус духовенства изменился, изменилось и положение духовных лиц в обществе. Поскольку теперь им было разрешено жениться и заводить семью, представители духовенства перестали быть исключением среди других общественных классов. Не все сыновья священников сами становились священниками, хотя передача профессии по наследству была одним из общественных принципов той эпохи. Тем не менее семьи священников, в которых немалую роль играли жены, постепенно интегрировались в общество, видевшее в них не только представителей духовной власти, но и просто членов местной общины.

Духовенство при Людовике XIV

Первое из трех сословий королевства и общества, это сословие oratores: тех, кто молится. Духовных лиц насчитывается около 350 000 человек («Состояние Франции» на 1702 г.). Будь то мужчины или женщины, все они согласно католической доктрине соблюдают обет безбрачия. Церковные мессы, исповеди, проповеди составляют часть их службы и священных обязанностей. Взамен они пользуются финансовыми привилегиями (свободой от налогов, хотя духовенство преподносит «безвозмездный дар» королю во время собраний, созываемых раз в пять лет), юридическими (церковные и религиозные суды разбирают их дела без посредников согласно уставному канону), иерархическими (преимущество в общественных местах)...

Католическое духовенство

КАТОЛИЧЕСКОЕ ДУХОВЕНСТВО в России принадлежит в настоящее время по территориальному признаку к двум Апостольским администратурам — европейской и азиатской части страны. По причине острой нехватки католического духовенства в Апостольских администратурах получают инкардинацию (т. е. каноническую приписку) также и клирики, ранее приписанные к другим диоцезам. В этом случае можно говорить о "направлении с миссией" для пастырского служения. Этим объясняется присутствие большого количества иностранных священников в обоих Апостольских администратурах.

Православное духовенство (православная иерархия).

Одновременно с утверждением христианства в качестве государственной религии при святом равноапостольном князе Владимире, крестителе Киевской Руси (988), появилось в стране и православное духовенство. Как и в Византии, русское духовенство вначале было привилегированным сословием. Особым уважением пользовалось в Древней Руси монашество как удел избранных угодников Божиих, оплот благочестивой молитвенной жизни. В монастыри нередко поступали богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии.

Буддийское духовенство

Иерархия священнослужителей в буддийской общине восходит к тибетской традиции. Самым низким ламским достоинством обладает гэнин ("банди" или "манджи" в тибетских монастырях), обязанный соблюдать от 5 до 15 лет 5 обетов, более зрелый и опытный лама может получить сан гэсула (гэцюля в тибетском варианте), связанный уже с исполнением 30 и более обетов. Вершиной иерархии лам является сан гэлуна (гелюнг в тибетском буддизме), носитель которого должен соблюдать уже 253 предписания и обета.

Страницы