Духовенство при Людовике XIV

Первое из трех сословий королевства и общества, это сословие oratores: тех, кто молится. Духовных лиц насчитывается около 350 000 человек («Состояние Франции» на 1702 г.). Будь то мужчины или женщины, все они согласно католической доктрине соблюдают обет безбрачия. Церковные мессы, исповеди, проповеди составляют часть их службы и священных обязанностей. Взамен они пользуются финансовыми привилегиями (свободой от налогов, хотя духовенство преподносит «безвозмездный дар» королю во время собраний, созываемых раз в пять лет), юридическими (церковные и религиозные суды разбирают их дела без посредников согласно уставному канону), иерархическими (преимущество в общественных местах).

Различают белое духовенство (около 175 000 священников кафедральных или приходских церквей: архиепископы, епископы, каноники, кюре и викарии) и черное духовенство (не менее 175 00 монахов и монахинь, проповедников или нищих, состоящих в орденах или конгрегациях). Социально- экономическое положение определяет их принадлежность к высшему или низшему духовенству. Епископы и аббаты чаще всего выходцы из благородных семей, тогда как каноники, кюре и монахи, скорее всего, имеют более скромное происхождение. Земельные владения (около 10 % всех земель королевства) и десятина (налог на продукты животноводства и земледелия, около 8 %) приносят церковникам доход согласно их иерархии.

Тридентский собор (1545—1563) оказал большое влияние на дисциплину и образование служителей культа. В обществе глубоко христианском и в большинстве своем католическом их духовная власть отнюдь не оспаривается какими-то вольнодумцами и инакомыслящими. И отмена Нантского эдикта (1685), великая победа монархического католицизма, вызывает одобрение всего духовенства в королевстве. В то же время власти беспокоят внутренние распри: янсенизм, который затрагивает епископскую прослойку, или ришеризм, который под видом галликанства воодушевляет низшее духовенство.

Век святых и великих деятелей католицизма продолжается в период правления «короля-солнце». Это время насчитывает множество лидеров-основателей: Викентий де Поль у лазаристов, Жан-Жак Олье (f 1657) в семинариях сульпициан; Жан Эд в конгрегации «Иисуса и Марии»; Жан-Батист де ла Саль у «Братьев христианских школ» и аббат де Ранее у траппистов. Благодаря проповедям и молитвам становятся знаменитыми Жак-Бенинь Боссюэ, иезуит Луи Бурдалу и ораторианец Жан-Батист Масийон (+ 1742). К ордену ораторианцев принадлежат ученые Николя Мальбранш и Ришар Симон, а также такие полемисты, как Паскье Кенель, чьи пламенные янсенистские взгляды вызывают гнев Ватикана (булла Unigenitus, 1713 г.). Свой след в эпохе оставляют и женщины, такие как Маргарита Мария Алакок, монахиня-визитантка из Паре-Ле-Моньяль и распространитель культа Священного Сердца Иисуса.

Некоторые духовники, мало склонные к аскезе и помощи неимущим, добиваются могущественного политического влияния при дворе. Так, кардинал Джулио Мазарини фактически является правителем во время регентства Анны Австрийской (1643—1661). Духовные лица также присутствуют  в Государственном совете и посольствах во время единоличного правления Людовика XTV. Исповедники и наставники также могут пользоваться доверием принцев и влиять на их решения. Священник иезуит д'Экс де Ла Шез в течение тридцати пяти лет до самой своей смерти (1709) «терпит» слабости короля. Боссюэ обучает Великого Дофина; Фенелон служит наставником его сына, герцога Бургундского, до 1697 г., пока не впадает в немилость за увлечение квиетизмом.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 66-68.

Понятие: