Иезуиты

И. Лойола.

 

Иезуиты в Латинской Америке (Луна, 2020)

Орден иезуитов сумел создать внутри испанской империи очень любопытный и достойный анализа анклав, занимавший часть современной территории Парагвая, часть Корриентеса и побережье Бразилии и Уругвая. Он состоял приблизительно из семидесяти деревень, чьими жителями были индейцы гуарани, оставившие кочевую жизнь и управлявшиеся отцами-иезуитами, которые, в свою очередь, проходили очень серьезное обучение в ордене, чтобы стать администраторами каждой из этих деревень.

Я думаю, что мы должны отдать должное намерениям этих священников, - они были героями. Они настолько сроднились с гуарани, что даже переняли их язык, спасли их от судьбы кочевников, воспитали, обучили ремеслам, унифицировали их язык и превратили гуарани в авторов огромного количества культурных феноменов, которые до сих пор остаются важными, прекрасными и полезными...

Этимология слова «иезуит»

В нашем повествовании мы уже не раз употребляли слово «иезуит», словосочетание «Орден иезуитов», которые крепко вошли в обиход современного человека. В российских словарях мы обычно находим два значения слова «иезуит»: это - или член Общества Иисуса - монашеского ордена, основанного святым Игнатием Лойолой, или хитрый, лицемерный человек и пр. Однако знаем ли мы истинное происхождение этого слова, его значение? Ведь название всегда отражает цель и предназначение какого[1]либо явления, а потому очень важно обратиться к его истокам...

Иезуитский орден как католическая армия спасения

В Риме Игнатия ожидало горькое разочарование. Уже в Венеции он снова встретил на своем пути призрак инквизиции. Теперь, в решительный момент, этот призрак снова грозно встал перед ним: Игнатий был официально обвинен в ереси. Правда, ему легко удалось доказать, что обвинители — только клеветники. Но нужно было личное вмешательство папы, чтобы судья закрыл дело; невиновность Игнатия была выяснена публично, во время формального процесса.

Летом 1539 года Игнатий подал на утверждение курии проект статутов Общества Иисуса, но натолкнулся на новые затруднения. Глава комиссии кардиналов, в обязанности которой входило рассмотрение статутов, отказался разрешить формирование нового ордена. Прошел почти целый год, прежде чем удалось победить его сопротивление...

Орден иезуитов (ВИ, 1958)

Орден иезуитов сыграл крупную роль в борьбе феодально-католической реакции против всех прогрессивных сил и передовых идей. На примере деятельности ордена иезуитов особенно выпукло вырисовываются те

методы, к которым прибегала в изменившихся условиях католическая церковь ради укрепления отживающего феодализма.

Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин средней руки Игнатий Лойола (1491—1556). Лишившись из-за тяжёлого ранения возможности служить в королевских войсках, Лойола, являвшийся ярым реакционером и католическим фанатиком, решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе с еретиками. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса»...

Иезуиты (ВИ, 1958)

Иезуиты в XVII—XVIII вв. продолжали расширять свое влияние в католической церкви и в обществе. Они широко использовали религиозный фанатизм, чтобы усилить свою духовную власть над верующими, влиять на их совесть. Сильным средством в их руках являлись исповедь и отпущение грехов. Они применяли систему церковных наказаний, часто практикуя физические истязания. Особое значение имела разработанная ими мораль, отличавшаяся открытым пренебрежением к элементарным понятиям нравственности.

Иезуиты в Парагвае

В наиболее неприкрытом виде проявила себя колонизаторская деятельность иезуитов в Парагвае (1609—1768), где им удалось долго хозяйничать совершенно самостоятельно, не имея нужды считаться ни с местной государственной властью, ни с установившимися древними обычаями и высокой культурой, как это было в Индии или в Китае. Они сумели преградить в Парагвай доступ другим миссионерам и европейским колонизаторам, изолируя эти свои владения от всего мира.

Иезуиты обосновались в районе Ла-Платы с начала XVII века. Здесь они подчинили своему влиянию около 60 индейских деревушек, из которых были созданы первые иезуитские редукции (убежища). К середине XVII века насчитывалось уже свыше 30 таких редукций, в каждой из которых жило около 10 тыс. индейцев племени гуарани.юю

Иезуиты (СИЭ, 1964)

ИЕЗУИТЫ - члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена, созданного для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35 438 членов в 1963 году, самая большая организация - в США). Орден основан в 1534 году в Париже испанским мелким дворянином, религиозным фанатиком Игнатием Лойолой и утвержден под названием "Societas Jesu" ("Общество Иисуса") папой Павлом III 27 сентября 1540 года. Сделавшись вскоре после основания ордена одной из главных опор папства в борьбе против Реформации, главной силой ультрамонтанства, иезуиты превратились в оплот клерикализма и политической реакции. Иезуиты участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с народными антифеодальными движениями 16-18 веков, преследование передовых мыслителей, ученых....

Иезуит (Райзберг, 2012)

ИЕЗУИТ (от лат. формы имени Иисус — Jesus) — 1) член одного из наиболее крупных и влиятельных католических монашеских орденов, основанного в 1534 г. в Париже испанцем Лойолой; 2) коварный, лицемерный человек, выдающий себя за строгого, принципиального.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 171.

Иезуиты (Подопригора, 2013)

ИЕЗУИТЫ — члены реакционной организации католической церкви — монашеского «нищенствующего» ордена, основанного И. Лойолой, под названием «Общество Иисуса» («Societas Jesu»). Иезуиты подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и дисциплины. В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) иезуиты дают особый обет — абсолютного повиновения папе.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 128.