Богоискательство

Богоискательство

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — философско-религиозное течение в среде русской интеллигенции конца XIX — начала XX века, главными чертами которого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками православной догматики и исторического христианства, обоснование религиозного смысла культуры. Основная задача движения была не в поиске «нового Бога», а в поиске «новых путей к Богу». Богоискательство выступило против безбожия интеллигенции, пытаясь найти новые философские и идейные источники для творчества и переустройства социальной действительности России.

Богоискательство (НФЭ, 2010)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение, возникшее в начале 20 века в среде русской либеральной интеллигенции. Представители богоискательства — философы и литераторы Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, Н. Минский, Д. Философов инициировали религиозно-философские собрания в Петербурге и религиозно-философские общества, издавали журнал «Новый путь» (СПб., 1903—04); «Вопросы жизни» (СПб., 1905); «Весы» (СПб., 1904-09); сб. «Проблемы идеализма» (М., 1902), «Вехи» (М., 1909), «Из глубины» (М., 1918).

Богоискательство (Ильичёв, 1983)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905—1907 годов. Богоискательство предлагало перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновлённого христианства. Представители богоискательства — Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д.

Богоискательство (СИЭ, 1962)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - реакционное религиозно-философское течение, возникшее в 90-х годах 19 века и получившее распространение после поражения революции 1905-1907 годов в среде дворянской и буржуазной интеллигенции России. Идеологи богоискательства - Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Философов, Н. Минский, А. Белый, З. Гиппиус и другие группировались главным образом вокруг петербургского религиозно-философского общества и журнала "Новый путь" (1903-1904), "Вопросы жизни" (1905), "Весы" (1904-09), "Перевал" (1906-1907).

Новое религиозное сознание

«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» - религиозно-философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в начале XX века в среде русской либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившееся к обновлению христианства, культуры, политики, общественной и личной жизни. Помимо термина «новое религиозное сознание» его представители использовали также иные понятия для обозначения своих взглядов - «неохристианство», «новый идеализм», «мистический реализм», «трансцендентный индивидуализм» и др.

Богоискательство (Маслин, 2014)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в среде русской либеральной интеллигенции - философов, литераторов, «новоправославных» священников (Мережковский, Бердяев, Розанов. Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Минский, Д. В. Философов, Карташев и др.). Переход к «новому религиозному сознанию» как религиозно-философской основе богоискательства Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели II Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38).

Богоискательство (КСА, 1987)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение, возникшее в России в начале 20 века и получившее наибольшее распространение в период реакции после поражения революции 1905-1907 годы. Целью богоискательства являлась борьба с марксизмом и рабочим движением при помощи подновленной, модернизированной религии. В. И. Ленин, вскрывая реакционную сущность богоискательства, подчеркивал, что оно стремилось „восстановить мистику", „восстановить религиозное миросозерцание", используя самые утонченные приемы духовного одурманивания масс.

Богоискательство (Кириленко, Шевцов, 2010)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - философско-религиозное движение в среде русской творческой интеллигенции, «культурной элиты» конца XIX — начала XX веков. В его основе лежат не поиски «нового Бога», не сомнения в божественности Иисуса Христа, но поиск «новых путей к Богу», то есть стремление к обновлению культуры с помощью православия. Объединившись под знаком «нового религиозного сознания», противостоящего официальной религиозности, философы и писатели, поэты и композиторы пытались наметить программу осуществления извечных ценностей Истины, Добра, Красоты, которые до сих пор были для человечества недостижимы. Насыщенное ощущением кризиса эпохи, эсхатологическими ожиданиями, «новое религиозное сознание» направлено на создание утопии «религиозной общественности», то есть тотального оцерковления («воцерковления») общества, государственных институтов и, одновременно, реформации православия в русле идей первоначального христианства. По мнению реформаторов, это позволит обновить все сферы жизни, освободить общество от преобладания в нем социального утилитаризма, создаст условия для осуществления полноты творческих возможностей человека. Идея такой «реформации» не смогла воплотиться в жизнь, однако усилия культурной элиты, направленные на решение назревших проблем, поиск новых путей в философии, религии, искусстве, оказались настолько плодотворными, что духовная атмосфера этого периода запечатлелась в исторической памяти как «русский религиозно-философский Ренессанс»...

Богоискательство (Фролов, 1991)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого «нового» христианства. Идеи Богоискательства были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—1907. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских обществах. Представители Богоискательства — философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский («Не мир, но меч», 1908, и др.), Н. Минский («О свободе религиозной совести», 1902; «Религия будущего», 1905) и др. призывали к «новому отношению» к заветам Христа, к некой «религиозной реформации», пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, «святая общественность» и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.