Новое религиозное сознание
«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» - религиозно-философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в начале XX века в среде русской либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившееся к обновлению христианства, культуры, политики, общественной и личной жизни. Помимо термина «новое религиозное сознание» его представители использовали также иные понятия для обозначения своих взглядов - «неохристианство», «новый идеализм», «мистический реализм», «трансцендентный индивидуализм» и др. Мережковский первым заговорил о новом религиозном сознании, которое понимал как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христа); как слияние неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога (Диониса, Венеры и др.), Христа и Антихриста, создание «Третьего Завета» (религии Богочеловечества), как свободную, полнокровную и религиозно насыщенную жизнь. В основе нового религиозного сознания, как считали его сторонники, лежали глубокое недовольство секуляризированной (внерелигиозной) культурой, государственной и общественной жизнью, враждебными личности, «мертвенным» христианством, поверхностным характером духовных ценностей значительной части интеллигенции, а также жажда личной веры, нахождения смысла личной и мировой жизни у светской, неукорененной в христианстве интеллигенции. Богоискатели испытывали потребность в личном Боге, в свободной личной и общественной жизни, в творчестве и в нахождении как бы «третьего пути» между правыми (монархическими, националистическими) и левыми (социал-демократическими, социалистическими и др.) силами. Бердяев в статье «Русские богоискатели» (Московский еженедельник. 1907. 28 июля; опубликована также в его сборнике: Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910. С. 27-38) связывал переход к новому религиозному сознанию с именем Федорова, повлиявшего на философию главного учителя представителей нового течения - В. С. Соловьева. Богоискание, по Бердяеву, коренится в вечном религиозном поиске русской души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), «всей русской философии» (Чаадаева, славянофилов, К. Н. Леонтьева, Федорова, Соловьева, Розанова, Мережковского, декадентов и др.). Представители «Нового религиозного сознания» были детьми не только русской, но и европейской культуры: на них большое влияние оказала, в частности, философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. В понимании Бердяева богоискание как «ночная», сверх-рациональная, трансцендентная полоса в истории русского самосознания противостояла «дневной», официально признанной и рациональной полосе. В конце XIX - начале XX века часть русской интеллигенции, названная Булгаковым в сборник «Вехи» «духовно-аристократической» (или, по Бердяеву, «новой интеллигенцией»), стала отходить от ценностей демократической («народопоклоннической») интеллигенции в направлении идеализма, религии, национальной идеи и др. духовных ценностей. «Новая интеллигенция», но определению Бердяева, - это подбор талантливых личностей с высокими качествами ума, знаний, эстетики, морали, с творческим и пророческим даром (Духовный кризис интеллигенции. С. 3). Одним из ранних провозвестников борьбы против материализма, идей Белинского, Добролюбова, Чернышевского, за идеализм в литературной критике стал Волынский. С 1901 года в Петербурге во многом по инициативе Мережковского регулярно проходили Религиозно-философские собрания под председательством епископа Сергия (Страгородского). На собраниях светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы православия, государства, самодержавия, «нового Откровения» и «святой плоти». Подобные же собрания в 1901-1903 годы имели место в Москве, Киеве, Тифлисе и других городах. Материалы собраний, а затем и созданных в Петербурге и Москве Религиозно-философских обществ, а также работы их участников публиковались в журналах «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы» и др., в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины» и др. После революции 1905-1907 годов идеи нового религиозного сознания в связи с опасением за судьбу личности и России стали принимать более четкие и дифференцированные формы. Так, Бердяев подчеркивал «безмерную ценность индивидуальности» и таинственную, религиозную сущность творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, переживавших кризисный период, а также стремление построить на основе обновленного христианства «новую культуру» и «новую общественность» он связывал с борьбой против житейского («хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов...») и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. Он писал: «Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства» (Sub specie aetemitatis. С. 347). Помимо этого необходимо бороться, считал он, против старой анти-личностной государственности, против ограниченности и ложности позитивизма, материализма, атеизма, старого рационализма, натурализма, гедонизма, наконец, против деструктивного анархизма и нигилизма. Интеллигенция, обманутая «народопоклонничеством», отошла, по его мнению, от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от русской литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время вдруг во многом предстал не «богоносцем», а черносотенным или краеносотенным «громилой с черной душой». «Без Бога не может жить народ, разлагается человек» (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). Подлинный исторический прогресс ведет к метафизическому и религиозному освобождению, к абсолютному значению свободы и нрав личности и к неохристианской соборности человечества. В этой соборности, в Богочеловечестве - «все аристократы». Новое религиозное сознание в понимании Бердяева вполне реально, поскольку мистика как иррациональная стихия души, соединяющая с тайнами и душой мира, присуща каждому человеку. А «прозревающая мистика становится религией». При этом личный разум соединяется с разумом мировым, с Логосом, и человеку открываются самые важные истины. «Неохристианская» религия, по мысли Бердяева, наследует от католичества культ, от православия - мистическое созерцание и от протестантизма-свободу совести и личное начало. Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая «безгосударственная религиозная общественность», а для Бердяева - теократия как тысячелетнее «непосредственное царство Христа» на земле, к-рая в политическом отношении близка к анархизму, в экономическом — к социализму, а в мистическом — к религии Бога «любви, свободы и жизни», в чьей Церкви должны сойтись «все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни» (Новое религиозное сознание и общественность. С 205). С новым религиозным сознанием был связан так называемый ренессанс русской духовной культуры начала XX века, многие художественные, философские и богословские достижения творцов «серебряного века».
В. Л. Курабцев
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 424-426.
Литература:
Проблемы идеализма: Сб. статей. М., 1902; Минский Н. Религия будущего (Философские разговоры). Спб., 1905; Мережковский Д. С. Грядущий Хам. Чехов и Горький. Спб., 1906; Он же. Не мир, но меч (К будущей критике христианства). Спб., 1908; Он же. Было и будет. Дневник 1910-1914. Пг., 1915; Бердяев Н. A. Sub spccie aetcrnitatis. Спб., 1907; Он же. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., 1907; Он же. Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910; Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. М,, 1909; Плеханов Г. В. О гак называемых религиозных исканиях в России // Соч. М,, 1924. Т. 17; Гиппиус 3. Дмитрий Мережковский. 11ариж, 1951; Семенкин Н. С. Философия богоискательства. (Критика религиозно- философских идей софиологов). М., 1986; Розанов В. В. Уединенное. М., 1990; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2; Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Евлатшев И. И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках: Русская философия в поисках абсолюта: В 2 кн. Спб., 2000; Половинкин С. М. Русская религиозная философия. М., 2010; Zernov N. М, The Russian religious Renaissance of the XX century. L., 1963 (рус. пер.: Русское религиозное Возрождение XX в. Париж, 1974; 1991).