Богоискательство (СИЭ, 1962)
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - реакционное религиозно-философское течение, возникшее в 90-х годах 19 века и получившее распространение после поражения революции 1905-1907 годов в среде дворянской и буржуазной интеллигенции России. Идеологи богоискательства - Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Философов, Н. Минский, А. Белый, З. Гиппиус и другие группировались главным образом вокруг петербургского религиозно-философского общества и журнала "Новый путь" (1903-1904), "Вопросы жизни" (1905), "Весы" (1904-09), "Перевал" (1906-1907). Богоискательство выступало против марксизма, изображая его извращенной религией, которая должна быть заменена "новым христианством", и откровенно заявляли об идеалистической основе своего мировоззрения, опиравшегося на мистику В. Соловьева, Ф. Достоевского и интуитивизм А. Бергсона. Идеалистическая социология богоискательства рассматривала историю человечества как историю смены религий, а целью человеческой истории считала объединение всех людей в лоне христианства. Изображая историю русского народа как религиозное подвижничество, идеологи богоискательства пытались доказать, будто поиски бога заложены в "русской душе", а понятие бога живет в народе как прирожденное чувство. Поэтому цель богоискательства состояла якобы в том, чтобы помочь народу "найти бога" на земле, бога "добра", "правды" и "совести". Сторонники богоискательства проповедовали в качестве нормы поведения людей смирение, терпение и покорность (Д. Мережковский, "Не мир, но меч", 1908; Н. Минский, "Религия будущего", 1905; З. Гиппиус, "Новые люди", 1907; С. Булгаков, "Героизм и подвижничество", в сб. "Вехи", 1909). Тесно связанное с декадентством и символизмом, богоискательство проповедовало крайний индивидуализм, пессимизм, половую распущенность и пренебрежение к общественной жизни. Выступая против демократии и прогресса, богоискатели клеветали на революцию и социализм, старались отвлечь народ от политической борьбы. Н. Бердяев писал, что он "усумнился... в реальности человеческого благополучия, в реальности человеческого прогресса" ("Опыты философские, социальные и литературные", 1907, с. 429).
В. И. Ленин разоблачил идеологов Б. как открытых прислужников самодержавия и капитализма, пытавшихся в своих контрреволюционных целях "...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу религию или по-новому укрепить в народе религию" (Соч., т. 16, с. 30). С новым подъемом революционного рабочего движения в России в 1910-1912 годы богоискательство заметно ослабевает и после Великой Октябрьской революции исчезает.
И. Е. Златоцветов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Литература:
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритициам, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81; его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, с. 382-90; его же, Письма к А. М. Горькому, там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, с. 197-309.