Богоискательство (Маслин, 2014)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в среде русской либеральной интеллигенции - философов, литераторов, «новоправославных» священников (Мережковский, Бердяев, Розанов. Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Минский, Д. В. Философов, Карташев и др.). Переход к «новому религиозному сознанию» как религиозно-философской основе богоискательства Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели II Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38). Корни «богоискания» он усматривал в вечном начале богоискательства русской души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), «всей русской философии» (начиная с Чаадаева, славянофилов и др.). В понимании Бердяева, богоискательство как «ночная», сверхрациональная, трансцендентная полоса в истории русского самосознания всегда противостояла «дневной», официально признанной и рациональной. В конце XIX - начале XX века часть русской интеллигенции, названная Булгаковым в сборнике «Вехи» «духовно-аристократической», стала отходить от ценностей демократической («народопоклоннической») интеллигенции в направлении идеализма, религии, национальной идеи и др. духовных ценностей.

В 1901 году в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на которых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе «нового Откровения» и «святой плоти». Подобные же собрания в 1901 -1903 годов происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и некоторых других городах. Работы богоискателей печатались в журналах «Новый путь» (Спб., 1903-1904), «Вопросы жизни» (Спб., 1905), «Весы» (М., 1904-1909) и других, а также в сборнике «Проблемы идеализма» (М., 1902), «Вопросы религии» (М., 1906-1908), «Вехи» (М., 1909), «Из глубины» (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два основных направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и др.), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали сочинения отцов церкви и были ближе к традиционному русскому православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать «софиологическим» в связи с большим значением, которое приобрела в нем идея Софии (см. Софиология), то первое, как главенствующее, получило множество наименований: «неохристианство», «новое религиозное сознание», «новый идеализм», «мистический реализм», «трансцендентный индивидуализм» и т. д.

Мережковский, одним из первых заговоривший о «новом религиозном сознании», рассматривал его как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христа), к слиянию неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога (Диониса, Венеры и др.), Христа и Антихриста, к свободной, религиозно-оргиастически наполненной жизни. Бердяев подчеркивал «безмерную ценность индивидуальности» и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, а также стремление построить на основе обновленного христианства «новую культуру» и «новую общественность» он связывал с борьбой против житейского («хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов...») и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. «Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства», - писал он (Sub specie aeternitatis. С. 347). Интеллигенция, по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от подлинной русской литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не «богоносцем», а черносотенным или красносотенным «громилой с черной душой». «Без Бога не может жить народ, разлагается человек» (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). «Неохристианская» религия, по Бердяеву, наследует от католичества - культ, от православия - мистическое созерцание, от протестантизма — свободу совести и личное начало. Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая «безгосударственная религиозная общественность», а для Бердяева - теократия как тысячелетнее «непосредственное царство Христа» на земле, которая в политическом отношении близка к анархизму, в экономическом - к социализму, а в мистическом - к религии Бога «любви, свободы и жизни», в которой должны сойтись «все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни» (Новое религиозное сознание и общественность. С. 205). В годы Гражданской войны Бердяев вместе с другими богоискателями создал в Москве Вольную академию духовной культуры, а после изгнания в 1922 году из России при помощи амер. организации YMCA- Религиозно-философскую академию в Берлине (с 1925 года - в Париже). Он стал редактором религиозно-философского журн. «Путь», участвовал в деятельности изд-ва YMCA-Press. Софиологи организационно оформились в эмиграции в 1923 году, когда был утвержден устав «Софийского братства», а в 1924 году начались его заседания. Учредителями выступили Булгаков (глава братства), Г. В. Вернадский, Зеньковский, Новгородцев, Флоровский. Некоторые члены братства (В. Н. Ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали какое-то время и к евразийству. Вместе с другими религиозными философами софиологи создали Православный богословский институт, руководили зарубежным русским студенческим христианским движением. С богоискательством в значительной мере связана специфика русской духовной культуры начале XX века, художественное, философское и богословское творчество мн. деятелей «серебряного века».

В. Л. Курабцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 63-64.

Литература:

Проблемы идеализма: Сб. статей. М., 1902; Минский Н. Религия будущего (Философские разговоры). Спб., 1905; Мережковский Д. С. Грядущий Хам. Чехов и Горький. Спб., 1906; Он же. Не мир, но меч (К будущей критике христианства). Спб., 1908; Он же. Было и будет. Дневник 1910-1914. Пг., 1915; Бердяев Н. A. Sub specie aeternitatis. Спб., 1907;М., 2002; Он же. Новое религиозное сознание и общественность. Спб.. 1907 М., 1999; Он же. Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910; Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1909; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России // Избр. филос. произв. М., 1957. Т. 3; Гиппиус 3. Д. Мережковский. Париж, 1951; Розанов В. В. Уединенное. М., 1990; Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1990; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991; Семёнкин Н. С. Философия богоискательства (Критика религиозно-философских идей софиологов). М., 1986; Он же. Русская философия: Софиология. Имеславие Евразийство. М., 2012; Записки петербургских Религиозно философских собраний (1901-1903 гг.). М., 2005.