Имя

Иранские имена

Римский комедиограф Плавт (254—184 гг. до н.э.) называл иранские имена «длинными витиеватыми именами». Конечно, это шутка, но она, без сомнения, намекала на многочисленные номинальные соединения в двух лексемах признаков величественности в именах великих царей или знати, например, Артавардия — тот, кто действует согласно правде, Артаксеркс — тот, кто правит согласно справедливости/правде, Дарий — тот, кто сохраняет добро, Интаферн — тот, кто находит славу, Ксеркс тот, кто правит героями, и т. д.

Имена и идентификационные знаки

Христианской религией признавалось одно-единственное даваемое при рождении имя. Начиная с тысячного года имена германского происхождения начали отступать перед христианскими именами, то есть вписанными в святцы именами святых и велико-мучеников: Мария, Мартин, Мишель, Пьер и Гильом становятся популярными (с любыми возможными вариациями: Гильемет, Гильемина и т.д.) Имя Филипп, широко распространенное в Византии, было введено во Франции королевой Анной Киевской (Анна Ярославна, супруга Генриха I).

Имя [в Китае в XVIII веке]

ИМЯ. Китайская семья патрилинейна — детям передается родовое имя отца (син). Обычно китайская фамилия состоит из одного иероглифа (слога), например Чжан, Линь, Ли — три самые распространенные фамилии; реже встречаются фамилии двусложные: Сыма, Оуян *. Фамилия всегда пишется перед именем.

Имен, следующих за фамилией, у китайцев бывает несколько: собственно имя, кличка, псевдоним; люди их получают, берут или используют в зависимости от возраста и ситуации. Прежде всего, существует собственно личное ** имя (мин) из одного или двух иероглифов, которое дается ребенку родителями при рождении и сохраняется им всю жизнь. Затем при совершеннолетии (двадцать лет для юношей, пятнадцать для девушек) отпрыски хороших семей получают вежливое имя (цзы, также из одного или из двух иероглифов)...

Имя (Фролов, 1991)

ИМЯ (в логике) — выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект. В логической семантике обычно рассматривается так называемый «семантический треугольник»: 1) имя; 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (Значение и смысл). В отличие от обычного словоупотребления современная логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина — выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (т. е. истина или ложь), смыслом — выражаемое им суждение.

Имя (Конт-Спонвиль, 2012)

ИМЯ (NOM). Слово, обычно обозначающее нечто более или менее стабильное, — вещь, индивидуума, субстанцию (отсюда — имя существительное, substantif), состояние, абстрактное понятие и т. д. Действия, движение и процессы легче выразить с помощью глаголов. Нам возразят, что «действие», «движение» и «процесс» суть имена. Это так, но в качестве существительных они выражают абстрактные понятия. Слово «действие» действием не является (это имя, выражающее идею действия), мы начинаем действовать, когда произносим слово или что-либо делаем (а это уже глаголы).

Имя как ключевая категория «философии имени».

ИМЯ как ключевая категория «философии имени». Согласно последней, в И. осуществляется особая символическая связь между Богом и миром. В трех различных версиях «философии имени», предложенных о. П. Флоренским, о. С. Булгаковым и А.Ф. Лосевым, «онтологическая насыщенность» категории И. различна: если для Флоренского моментом символического единства между Богом и миром является образ, или лик, а И.

Имя (Кузнецов, 2007)

ИМЯ в логике — языковой термин, обозначающий отдельно взятый предмет мысли. Как и любой знак, имя имеет значение и выражает смысл. Значением имени — его денотатом — является обозначаемый им предмет, а смысл имени — индивидный концепт — есть способ, которым имя указывает на свой денотат, т. е. заключенная в имени информация, выделяющая данный предмет из некоторой предметной области.