Романтизм

Прогрессивный романтизм Гюго и Жорж Санд

После июльской революции 1830 г. творчество некоторых представителей романтизма сливается с демократическими и утопическими направлениями общественной мысли. Самыми яркими представителями этого романтизма были Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802—1885) прошел сложный путь развития. Молодой Гюго выступил в литературе со сборником «Оды и другие стихотворения» (1822 г.), в котором воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие. Однако он очень скоро порывает с этими мотивами и с середины 20-х годов становится сторонником либерально-демократических идей.

Романтизм периода Империи и Реставрации [во Франции]

Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан — участник войн против французской республики, а в годы Реставрации — реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.

Романтизм [в литературе Германии]

Писателем, завершающим развитие идей Просвещения и вместе с тем одушевленным чисто романтической тоской по прекрасному и неосуществимому идеалу, был Фридрих Гельдерлин (1770 — 1843). В романе «Гиперион» (1797—1799 гг.) он изображает юного Гипериона, скорбящего о судьбе своего порабощенного отечества, но неспособного к борьбе за него. Гиперион ищет спасения в мире природы. В неоконченной драме «Смерть Эмпедокла» (1798 — 1800 гг.) Гельдерлин также развивает мысль о том, что свобода возможна лишь в гармоническом слиянии с природой.

Романтизм

Почти одновременно с новым классицизмом возникало, развивалось и в конце концов в ряде стран решительно оттеснило его во всех областях новое направление искусства — романтизм. Его предыстория связана с первым серьезным кризисом буржуазного общественного сознания, который разразился еще в недрах феодального общественного строя в последний период Просвещения и проявился в теориях и творчестве Руссо, английских и французских сентименталистов и немецких литераторов «бури и натиска». Но собственно романтизм как идеология известной части дворянской и буржуазной интеллигенции и как новое своеобразное направление в искусстве и литературе возник уже после событий 1789—1794 гг., явившись выражением разочарования широких общественных кругов в социальных результатах Французской революции...

Романтизм философский

РОМАНТИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ - теоретическое осмысление и освоение сложнейшего феномена западноевропейской культуры - романтизма и осознание типологических особенностей русского романтизма. Романтизм возник как литературное, философско-эстетическое движение, охватывающее широкие области духовной жизни (литература, философия, экономика, история, право). 1810-1820-е годы XIX века были ознаменованы широким распространением в России философии Шеллинга (см. Шеллинг в России), к этому же времени относится становление и формирование основных принципов русского романтизма.

Романтизм (Лопухов, 2013)

РОМАНТИЗМ — идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства, литературы и философии, расцвет которого приходится на конец XVIII — начало XIX века. Для романтизма свойственно обращение к внутреннему, индивидуальному миру чувств, переживаний, к самой проблеме раскрепощения личности, ее свободной художественной самореализации. В романтизме воспеваются глубокие любовные чувства, отрешенность от «суеты», культ одиночества, странствий и приключений.

Романтизм (Грицанов, 1998)

РОМАНТИЗМ - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего - Йенского кружка (братья Ф. и А.Шлегели, Новалис, Ваккенродер, Л.Тик, Шеллинг), гейдельбергских романтиков (А. фон Арним, Брентано, И.Геррес), а также Гёльдерлина, Г.Клейста, Гофмана и др. Р.

Романтизм (Кириленко)

РОМАНТИЗМ — философско-эстетическое и художественное направление, влияние которого прослеживается во всех сферах духовной жизни Европы конца XVIII — середины XIX вв. Первоначально «романтическое» означало фантастическое, нереальное, экстравагантное, выходящее за рамки повседневной жизни. Постепенно Р. начал приобретать иной смысловой оттенок: романтическое настроение — это синоним мечтательности, «идеализма чувств», метаний духа, не знающего покоя. В творчестве Руссо, Гердера, Шиллера, Гёте за термином «Р.» стояло умонастроение, противостоящее просвещенческой рассудочности XVIII в.

Романтизм (Конт-Спонвиль)

РОМАНТИЗМ (ROMANTISME). Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы). Романтикам нужны правила, чтобы их ниспровергать; традиции, чтобы с ними спорить; наставники, чтобы освобождаться от их влияния; наконец, им нужен разум, чтобы его отринуть и предпочесть ему чувство. Вот почему романтизм — направление второго порядка, и чаще всего вторичное.

Романтизм (Орлов)

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в западноевропейской, российской и американской духовной культуре, возникшее в конце XVIII в. и получившее особое развитие в XIX — начале XX в. Противопоставляло себя классицизму и реализму. Характерные черты — идеалистическое представление о действительности, тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике и символике, интерес к героическим событиям прошлого и воспевание борцов за свободу. В русском романтизме первой четверти XIX в. существовали два течения: «салонный», пассивно-созерцательный (В. А.

Страницы

Subscribe to RSS - Романтизм
Яндекс.Метрика