Романтизм философский

РОМАНТИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ - теоретическое осмысление и освоение сложнейшего феномена западноевропейской культуры - романтизма и осознание типологических особенностей русского романтизма. Романтизм возник как литературное, философско-эстетическое движение, охватывающее широкие области духовной жизни (литература, философия, экономика, история, право). 1810-1820-е годы XIX века были ознаменованы широким распространением в России философии Шеллинга (см. Шеллинг в России), к этому же времени относится становление и формирование основных принципов русского романтизма. Глубокую характеристику романтизма дал Григорьев, называвший себя последним романтиком в эпоху, когда романтизм как философско-эстетическое движение уже исчерпал себя, «Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его воспринятию, - и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных» (Литературная критика. М., 1967. С. 233-234).

Типологическими особенностями как западноевропейского, так и русского романтизма были три посылки: национализм, индивидуализм и универсализм. Исторически зарождение романтизма было связано с становлением самосознания немецкой нации. Романтизм дал собственное прочтение античности и Средневековья, черпая из глубин истории не только темы и сюжеты, но и особенности национальной души. Индивидуализм как конструктивный принцип романтического миросозерцания сформировался из противостояния эстетике классицизма с его идеей всеобщности и культу разума эпохи Просвещения. Именно в романтизме индивид стал осознавать себя самостоятельной и уникальной личностью, противостоящей миру, а не являющейся его слепой и бездушной частицей. В принципе универсализма воплотилась метафизика романтизма. восходящая к философским основаниям платонизма и шеллингианства. Это не значит, что все вышеперечисленные принципы были осознаны представителями русского романтизма или содержались в полном объеме в их теоретических рассуждениях. Как правило, внимание русских романтиков было сосредоточено на одном из принципов. Вследствие этого в русском романтизме можно выделить с известной долей условности национализм М. Н Загоскина, индивидуализм А. А. Бестужева-Марлинского, универсализм Одоевского. Наибольшее влияние на русский романтизм оказали идеи немецких романтиков, активно пропагандировавшиеся в русских романтических журналах «Мнемозина», «Московский вестник», «Атеней». Философско-эстетические позиции немецкого романтизма разделяли такие романтики, как Жуковский, Галич, И. Н. Средний-Камашев, И. Я. Кронеберг, Веневитинов, Одоевский. Популяризацией идей французского романтизма занимался «Московский телеграф» Полевого, горячего сторонника и последователя философских идей В. Кузена. Философия русского романтизма как по форме, так и по содержанию развивалась в рамках философской эстетики. Онтологические проблемы не получили в романтизме широкой проработки, зато гносеологическая проблематика, в связи с осмыслением процесса художественного творчества, занимала в сочинениях русских романтиков достаточно большое место. Тот факт, что в основании философской эстетики русского романтизма лежала философия тождества и философия откровения Шеллинга, а также философские принципы иенского романтизма, обусловил его интерес к проблеме интеллектуальной интуиции, к ирационалистическому обоснованию природы художественного процесса и природы творчества гения, к символизму художественных форм (принцип фрагментарности мира и жизни), к концепции «искусства для искусства». Все эти проблемы романтической эстетики рассматривались сквозь призму отмеченных выше специфических для романтизма исходных посылок. В дальнейшем русский романтизм акцентировал основное внимание на нации как на исходном принципе философствования, что проявилось, в частности, в философских концепциях славянофилов и почвенников.

А. И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 528-529.

Сочинения:

Галич А. И. Опыт науки изящного. Спб., 1825; Сребнин-Камашек И. Н. О различных мнениях об изящном. М., 1829; Кронеберг И. Я. Амалтея. Харьков, 1825; Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975; Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. М., 1980; Бесппжев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. М., 1958.

Литература:

Замотин И. И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. Спб., 1911; История романтизма в русской литературе. М., 1979. Т. 1-2; На путях к романтизму. Л., 1984; Проблемы романтизма. М., 1971. Вып. 1-2; Абрамов А. И. Романтизм // История эстетической мысли. М., 1986. Т. 3.

Понятие: