Негритюд

Негритюд (Ильичёв, 1983)

НЕГРИТЮД (франц. negritude, от negre — негр), одна из популистских (см. Популизм) идеологий периода освободительной борьбы в Африке, развитая Сенгором и другими. Негритюд исходит из противопоставления европейской (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной организации и т. п.) и африканской (негритянская магическая интуиция, цельность мироощущения, общинные идеалы справедливости и взаимопомощи) культур. Такое разделение типов культуры в основном сложилось в кругах европейской либеральной интеллигенции, которая взамен капиталистического развития выдвигала идеи романтизма и руссоистского культа «естественного человека», призванного спасти «испорченную» цивилизацию. В пёстрой социально-психологической среде переходных обществ эти идеи переплелись с местными религиозными и неотрадиционалистскими мотивами.

Негритюд (ЧА.ПиН, 2016)

НЕГРИТЮД. В первых конгрессах участвовало несколько представителей французских колоний. Однако особенности французской колониальной политики по отношению к африканской образованной элите (прежде всего, политика ассимиляции, направленная на уничтожение следов африканской культуры в «черных европейцах») привели к возникновению иных форм духовной деколонизации. В конце 30-х гг. в среде выходцев из Вест-Индии и западноафриканских французских колоний в Париже начало формироваться течение общественной мысли, получившее название «негритюд» («негрскость»), Наиболее яркими идеологами негритюда стали выходец с о. Мартиника, поэт Эме Сэзер (1913-2008), и будущий первый президент Сенегала, поэт и философ, Леопольд Седар Сенгор (1903-2001)...

Негритюд (Фролов, 1991)

НЕГРИТЮД (фр. negritude, от negre — негр) — идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Негритюд сложился в 30—40-е гг. 20 в. Большой вклад в развитие концепции Н. внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности негритюда — буржуазно-националистическая концепция негро-африканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений мн. народов Африки. Противоречие докапиталистических и буржуазных отношений в концепциях негритюда трансформируется в противопоставлении интуитивного разума африканца, его слияния с миром, с природой, поэтической экспрессивности, цельности восприятия, общинных идеалов справедливости рациональному разуму европейца, его оторванности от природы, голому расчету, индивидуализму...