Негритюд (Фролов, 1991)

НЕГРИТЮД (фр. negritude, от negre — негр) — идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Негритюд сложился в 30—40-е гг. 20 в. Большой вклад в развитие концепции Н. внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности негритюда — буржуазно-националистическая концепция негро-африканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений мн. народов Африки. Противоречие докапиталистических и буржуазных отношений в концепциях Н. трансформируется в противопоставлении интуитивного разума африканца, его слияния с миром, с природой, поэтической экспрессивности, цельности восприятия, общинных идеалов справедливости рациональному разуму европейца, его оторванности от природы, голому расчету, индивидуализму. Основное понятие в Н,— понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры негро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от «бездуховного» Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы Н. стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в Н. всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляционализма Африки и ее противопоставления др. странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние Н. идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 288.

Понятие: