Буддизм и его секты [в Японии]
БУДДИЗМ И ЕГО СЕКТЫ. В конце XII—в XIII в. появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн». Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (букв, «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия. Буддисты секты «дзэн» проповедовали, что война представляет собой единственный смысл жизни каждого благородного мужа. Именно поэтому ее вероучение привлекало малокультурную и воинственную военно-служилую часть самурайства, оно было близким этико-моральному кодексу «бусидо». По этой же причине дзэнский буддизм фактически превратился в официальную идеологию правящего феодального дома. Такому превращению способствовало и то, что составной его частью являлись конфуцианские идеи беспрекословного подчинения старшему и божественной предопределенности рождения каждого человека — идеи, утверждавшие вечность существовавших в Японии социальных порядков...