Дзэн-буддизм (Кузнецов)

ДЗЭН-БУДДИЗМ - направление японского буддизма, получившее распространение в этой стране в XII—XIII вв. Японское слово «дзэн» восходит к санскритскому «дхьяна» (самоуглубление, медитация, сосредоточение), транскрибированному на китайский язык как «чань» и впоследствие принявшему форму «дзэн» в соответствии с фонетическими законами японского языка. Основание дзэн приписывают первому дзэнскому патриарху Бодхидхарме (по-японски Бодай Дарума, или просто Дарума), который пришел в Китай из Индии в 520 г. Дзэн проникает во Вьетнам в форме «тиен», в Корею — в виде «сэн». Дзэн признает реальность этого мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный. Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, которая есть не что иное, как «сущность будды» (буссе), достичь пробуждения («сатори») и после этого постичь истинную природу вещей. Дзэн не признает существования вселенского Будды, считает, что он наличествует в каждом индивидууме, который в свою очередь тождествен абсолюту и является вместилищем неограниченных возможностей. Дзэн подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творческой активности. Не признает крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Истины передаются не через буддийские трактаты, а от учителя к ученику. Распространение дзэн в Японии связано с деятельностью Эйсай (1141-1215) и Догэн (1200 — 1253). Эйсай возглавил школу Риндзай. Здесь наряду с ритуалами тренировки вводится в качестве неотъемлемого элемента дзэн процедура чаепития. Основа школы Риндзай — доктрина внезапного озарения (сатори). Догэн - основатель школы Сото. Он ввел процедуру, которая получила название дзадзэн, т.е. практика дзэн в положении сидя. Только спокойное сидение без каких- либо размышлений и специально поставленных целей, сидение, уводящее от всех мирских забот и моральных волнений, постепенно подводит к достижению сатори. Установка Сото вписалась в самурайский кодекс поведения бусидо («путь воина»). Процветание дзэн в Японии начинается с XIV—XV вв. На основе дзэн культивируется чайная церемония, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует разработке таких боевых искусств, как каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука. Школы Риндзай и Сото сохранились до сих пор. В последнее время дзэн приобрел популярность на Западе.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 138-139.

Понятие: