Сюань Сюэ (Кузнецов, 2007)

СЮАНЬ СЮЭ (учение о сокровенном, учение о таинственном) — направление китайской классической философии III—IV вв. В западной литературе нередко именуется «неодаосизмом», однако мыслители С.с. разрабатывали проблематику и даосизма, и конфуцианства. Возникновение С.с. было связано с падением авторитета официального конфуцианства после крушения централизо-ванной империи Хань в начале III в. и усилением внимания интеллектуалов к даосской классике. Мыслителей этого направления отличало особое внимание к онтологической проблематике. В рамках С.с. принято выделять два направления. В первом, главными представителями которого считаются Ван Би (226 -249) и Хэ Янь (190 -249), основой мира признавалось «отсутствие/небытие» (у, см. Ю—у). Во втором, к которому принадлежат Сян Сю (227-272) и Го Сян (252-312), в качестве такой основы полагалось только «наличие/бытие» (ю) конкретных вещей.

Согласно философии «упора на отсутствие/небытие», последнее является абсолютно простой, тождественной дао, субстанцией, единение с которой через ее интуитивное постижение «возвращает к основе», позволяет обрести подлинную естественность, самость (цзы жань) и просветление, дабы быть способным к управлению Поднебесной на основе недеяния (у вэй). Мир «наличия/ бытия» Ван Би и его единомышленники рассматривали как проявление, «функцию/акциденцию» (юн, см. Ти—юн) субстанциального «тела/основы» (ти) — «отсутствия/небытия».

Доктрина «упора на наличие/бытие», напротив, рассматривает наличные вещи в качестве самосущих единичностей, порождаемых такими же конкретными вещами, которым имманентны закономерности их функционирования и трансформаций. Отсутствие/небытие не способно породить что-либо сущее. Единство и целостность конкретно-сущего мира обеспечиваются упорядоченностью и структурированностью множественного, в котором сокрыто абсолютное единство дао. «Совершенномудрый» (см. Шэн), следуя своей самости — цзы жань, тем самым естественно согласует себя с природой всех вещей, благодаря чему может управлять посредством недеяния и «безустановочности».

Мыслители С.с. значительно обогатили онтологическую проблематику последующих китайских философов, прежде всего ко-фуцианцев, у которых ряд представителей С.с. пользовался значительным авторитетом. В частности, ицзинистика неоконфуцианства во многом исходила из толкований «Чжоу и» («Чжоуских перемен», VIII-IV вв. до н.э.), принадлежавших Ван Би, а его трактовка понятия ли (принцип) как конститутивного компонента вещи получила развитие в построениях ведущего неоконфуцианского течения ли сюэ («учение о принципе»). Концепции и терминология мыслителей С.с., в частности Го Сяна, подготовили почву для адаптации буддийской философии к китайской мысли.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 569-570.

Понятие: