Софиология (Кузнецов, 2007)
СОФИОЛОГИЯ - религиозно-философские учения о Софии — Премудрости Божией, выступающей в качестве «третьего бытия», связующего Абсолют и мир становящихся форм. В истории мысли идея посредничества между мировой и надмирной реальностью достаточно разработана. Наиболее известные софиологические учения принадлежат неоплатоническим и гностическим традициям. Впервые в европейской традиции философское учение о Софии встречается у Платона («Тимей»). Далее разрабатывается в позднеантичном неоплатонизме, где София выступает в качестве посредника между Единым, или Первоначалом, и множественностью феноменального мира. Первоначальный смысл понятия Софии — жизненная мудрость.
В гностицизме, также развивавшем учение о Софии, наиболее полно оно представлено у Валентина (II в.), согласно которому в основе происхождения всех вещей находится сущность «незачатая, необъемлемая, непостижимая», называемая Отцом, или Бездной. Между нею и человеком пролегает целый промежуточный мир — Плерома, представляющая собой сложную иерархию существ — эонов. Тридцатым по порядку сверху вниз выступает эон София — Мудрость, женское начало. Побуждаемая желанием постигнуть тайну Бездны, уступая этому желанию и оплодотворенная им, София порождает другую сущность женского рода - Ахамот, или Вожделение. Далее начинаются перипетии отношений Ахамот с Христом, которого Валентин трактует как один из эонов. В философски очищенном виде учение гностиков о Софии представлено в неоплатонизме.
В неоплатонической трактовке Софии особую важность приобретают два ее аспекта: единство материального и идеального в самой структуре Софии, а также особая роль, отводимая ей в космогоническом процессе. В системе Плотина душа, являющаяся первообразом Софии, занимает третью ступень в нисхождении от Единого через ум во множественность материального мира. Здесь впервые появляется возможность многообразия, но в потенциальном, нераскрытом виде. София выступает посредником между абсолютным Единым и эманирующей из него иерархией различных уровней бытия вплоть до материальных вещей. С другой стороны, София здесь есть условие причаст-ности материального мира «умному миру» идеальных сущностей, а в конечном счете и самому Единому. Отсюда вытекает устойчивая тенденция всякой С. рассматривать Софию как наилучшую возможность постижения мирового единства в его сконцентрированном выражении.
Особняком среди различных интерпретаций понятия Софии стоит библейская традиция С., отраженная в «Притчах Соломоновых» (гл. 8): «4. К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческий голос мой! ... 12. Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания... 22. Господь имел меня началом путей Своих, прежде созданий Своих, искони: 23. От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою... 27. Когда Он уготовлял небеса, я была там.... 30. Тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время. 31. Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» и т.д. В ортодоксальном христианском богословии под Софией, Премудростью Божией, понимается Христос, Сын Божий, вторая ипостась Божества. А.Ф. Лосев, сравнивая плотиновскую и библейскую Софии, полагает, что существенное отличие библейского учения от языческого учения неоплатоников заключается в том, что София для последних имеет исключительно категориальный смысл, являясь завершением учения об Уме. В то время как в «Притчах Соломоновых» София прежде всего личность, как личностью является и сам Бог, осуществляющий себя в Софии. Это есть тело Божие, которое неотделимо от Него, и потому тоже является Богом. Но поскольку София есть тело Божие, она является первообразом всех тел и всего материального вне Бога. Библейская София — это совокупность всех путей Божиих, которые лежат в основе всего тварного и всего тварно-нетварного, богочеловеческого. В ортодоксальной христианской традиции под библейской Софией понимается вторая Божественная Ипостась, или Христос, Сын Божий.
Из традиционного иудео-христианского представления о Премудрости Божией, обогащенного элементами неоплатонизма, зарождается традиция неортодоксальной христианской софийной мистики (Я. Бёме, Майстер Экхарт, Г. Сузо и др.).
В русской религиозной философии гностико-платоническое учение о Софии начинает впервые разрабатываться B.C. Соловьевым. Благодаря Соловьеву софиологическая тема входит в теснейшую связь с идеей всеединства и в таком виде оказывает влияние на все последующее развитие русской мысли (Н.О. Лосский, князья С. и Е. Трубецкие, Л.П. Карсавин, СЛ. Франк, С. Булгаков и П. Флоренский). Для русской традиции всеединства София является многогранным символом; символом Единства, Красоты, Девства и Любви.
Софиологические построения всегда оставались за рамками христианского догматического богословия как на Востоке, так и на Западе из-за невозможности избежать существенных элементов пантеизма или панентеизма, присущих самому концепту Софии, и из-за вытекающего отсюда неизбежного признания единоеущности Бога и мира.
Литература:
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.,1990;
Майоров Г.Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии //Логос. 1991. № 2.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 533-534.