Аграрная магия

АГРАРНАЯ МАГИЯ, одно из средств закрепления и передачи агротрадиций. Возникла в дохристианский период. Приурочена к аграрному календарю. В зимних обычаях и обрядах основное место занимало заклинание плодородия. На Рождество и Новый год заполняли овины снегом, а к прялкам привязывали кудель. Во время Святок совершали торжественные обходы домов, колядовали, желая обильного урожая и здоровья. Обеспечить хозяйственное благополучие должно было также святочное ряжение — обрядовое переодевание в животных, птиц и прочих. Цель магических ритуалов весной, прежде всего на Масленицу — воздействие на предстоящий урожай. Особенно ярким в праздничных развлечениях Масленицы на Урале было катание на лошадях и с ледяных гор с обязательным участием молодоженов, людей, находящихся в наиболее плодородном периоде жизни; тем самым гарантировалось карпогоническое (продуцирующее) влияние на плодоносные силы земли. Особыми обрядами сопровождалась подготовка к севу (в «чистый» четверг Великого Поста выносили на улицу сохи и бороны), сам сев (стремились одеть новую и чистую одежду), первый выгон скота на пастбище, начало и завершение уборки урожая. Основным в летне-осенних обрядах было обеспечение охраны посевов и закладывание основы урожая будущего года. При завершении жатвы оставляли небольшое количество стеблей на корню или заламывали их колосьями к земле, что должно было способствовать передаче земле их растительных сил. Аграрная магия сохранила свое значение до начала XX века.

Миненко Н.А.

Цитируется по изд.: Уральская историческая энциклопедия. Издание 2-е дополненное и переработанное. Челябинск, 2000, с. 13.

Литература:

Скалозубов Н.Л. Народный календарь. Праздники, дни святых, особо чтимых народом, поверья, приметы о погоде, обычаи и сроки с/х работ // Сб. материалов для ознакомления с Перм. губ. Пермь, 1893: Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. Пермь. 1993.

Понятие: