Община средневековья

В период раннего средневековья у народов, не знавших рабовладельческого строя, оформление индивидуальной собственности (аллода) на пахотные земли было одним из главных факторов в процессе классообразования. В экономике господствовал свободный труд общинников, имевших некоторые обязанности перед государством. Принадлежность к общине в этот период означала не только личную свободу, но и определенные социальные привилегии. Вступление в общину было затруднено. В этот период существовали крупные общинные организации, состоявшие из более мелких общин. Со временем значение крупных общинных объединений падает, община ограничивается обычно пределами одной деревни. В процессе феодализации происходит постепенное поглощение общины вотчиной, превращение все большего числа общин из коллективов землевладельцев в организации феодально-зависимых держателей земли. На этапе развитого феодализма община как на частновладельческих, так и на государственных землях изменила свою сущность, став инструментом феодальной эксплуатации.

Этот процесс лучше всего разработан на примере германской сельской общины - марки. Еще в середине 19 века труды Г. Маурера, основателя общинной теории, показали важную роль общинного землевладения в раннесредневековой Германии. Критически используя эти и другие исследования буржуазных ученых, К. Маркс и Ф. Энгельс создали стройную схему постепенного разложения первобытной собственности и становления сельской общины - марки, а затем ее подчинения феодалами, подчеркнули важную роль общины, дававшей крестьянам локальную сплоченность в их борьбе против феодального угнетения в условиях раннего и в значительной степени и развитого феодализма. В советской историографии наибольший вклад в изучение германской общины внес А. И. Неусыхин. Русская община раннефеодального периода - вервь наиболее полно исследована в трудах Б. Д. Грекова.

Общинные распорядки были весьма различны. В ряде районов возникла долевая структура общинного землевладения: каждая семья имела строго определенную идеальную долю во всех угодьях - различных сортах пахотной земли, пастбищах, лугах, лесах и т. д. и несла соответствующую долю податей. Доли делились при наследовании между потомством (обычно - мужским), могли быть проданы и заложены. Они, таким образом, обычно были неравными. Если ощущался недостаток в наиболее плодородных или удобных землях, долевое землевладение дополнялось иногда долевым переделом, т. е. более или менее периодическим обменом участками без изменения наследственных долей. Долевое землевладение возникало только вследствие специфических условий и ни в одной стране не получило преобладания. Все же оно было довольно распространено и обнаруживало значительное сходство в самых различных районах земного шара - складнические деревни в Северной Руси в 16-17 веках, сябры на Украине, резеши в Молдавии, подворные общины (Gehöferschaften) в Рейнской области Германии в 13-18 веках, паттидари в Северной Индии, пасунгарей в Южной и т. д. По мнению некоторых исследователей (П. В. Советов), долевое землевладение могло развиваться лишь в условиях слабой феод. эксплуатации. В других районах на общину в большей степени влияли интересы господствующего класса, которые требовали наделения землей наибольшего числа крестьянских семей и известного единообразия в величине крестьянского землепользования. Уменьшение количества неосвоенных земель вызывает усиление роли общины сначала в регулировании пользования неподеленными угодьями, а затем и в распределении пахотных участков. Захватное землевладение сменяется ограниченным захватом, а затем системой наделов или отводов. Распространение в основных странах Западной Европы двухполья и трехполья также вызывало усиление роли общины в производстве. Создается система «открытых полей», разбитых на длинные параллельные полосы, вводится принудительный севооборот и т. д. Сочетание всех этих факторов привело к созданию системы равновеликих крестьянских участков (выть, обжа в России, манс, гуфа в Германии, гайда в Англии), размер которых диктовался как возможностями крестьянского хозяйства, так и интересами феодальной эксплуатации. Крестьянская семья наделялась одним таким участком (или его долей) и несла соответствующие подати.

Иногда эти процессы в определенных условиях (характер почв, формы эксплуатации, большое земельное «утеснение») приводили к возникновению земельных переделов, при которых надел определялся хозяйственными возможностями и податными обязанностями семьи (по числу членов семьи, по брачным парам, по мужским «душам», по упряжкам быков, по плугам и т. д.). В Западной Европе случаи таких переделов встречаются редко (в Ютландии (reebning system), Пиренеях в 16-18 веках, некоторые случаи в Эльзасе, Англии). В России переделы земли во владельческих деревнях наблюдаются с 16-17 веков. Подушевой передел получает преобладание в центральных районах в 18 веке после введения подушной подати. Во второй половине этого века он распространяется, часто под влиянием правительственных распоряжений, и среди черносошных крестьян на окраинах. В ряде районов Индии (Андхра, Майсур) в 17-18 веках под влиянием резкого роста феодальной эксплуатации распространяется передел земли по упряжкам быков с плугом.

Факты позднего появления в некоторых случаях передела земли позволили представителям вотчинной теории на западе и государственной школы в России приписать само создание сельской общины феодалам или государству. Представители общинной теории и историки-славянофилы в России, напротив, отрицали воздействие социальных факторов на общину и видели в средневековом «равенстве» наделов сохранение исконных первобытных институтов, проявление «народного духа» германских (либо славянских) народов. Более сложную и более приближающуюся к действительности картину рисовали те ученые, которые пытались вскрыть борьбу различных тенденций и «начал» внутри общины, уделив внимание как внутренним факторам, так и влиянию окружающей общину обстановки (К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, П. Г. Виноградов и др.).

Л. Б. Алаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.