Раскол

Раскол

Ожесточенная классовая борьба, развернувшаяся в России во второй половине XVII в., нашла отражение и в таком общественном движении, каким был раскол православной церкви. Буржуазные историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. В действительности раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.

Раскол (Маслин, 2014)

РАСКОЛ - разделение русской церкви в XVII веке вследствие реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В строго богословском смысле употребление термина «раскол» здесь не вполне корректно, ибо в отличие от термина «ересь» в православии он означает отделение от церкви некоторой группы верующих не из-за несогласия в основных догматических вопросах, а вследствие каких-либо малозначительных формальностей, т. е. неподчинение высшей церковной власти, не связанное с отступлением от основ вероисповедания.

Раскольники (Беловинский, 2007)

РАСКОЛЬНИКИ - сторонники старообрядчества, не признававшие реформы, проведенной в середине XVII века Патриархом Никоном, т. е. официальной Православной Церкви, ее духовенства, обрядов, икон, книг. В разное время раскольники преследовались с большей или меньшей строгостью, либо оставлялись в покое как «менее вредная» секта. Во второй половине XIX века преследования прекратились, в 1906 году раскольники признаны равными православным. Раскольники делились на поповцев и беспоповцев, в свою очередь распадавшихся на множество «согласов», толков. В начале XVIII века раскольники должны были платить двойную подушную подать, носить особые кафтаны с красным стоячим воротником, женщины — шапки с рогами; за бороду взималась особая плата. Раскольники не имели права занимать общественные должности, быть свидетелями в судах против православных,— «Наперед вывезли их оттуда раскольники». П. И. Мельников-Печерский. В лесах.

Старообрядчество (Орлов, 2012)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО — совокупность религиозных групп, не принявших реформы патриарха Никона, течение, оппозиционное официальной Православной церкви. Различия с официальной церковью были канонические и обрядовые (перстосложение при крестном знамении, количество просфор при литургии, хождение против солнца или по солнцу во время крестного хода, удвоение или утроение аллилуй и др), а также отрицание старообрядцами церковных книг и икон, написанных после раскола. Делились на множество толков (согласий, течений): поповцы, беспоповцы, бегуны и т. д.

Раскол (Орлов)

РАСКОЛ — отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона (1653—1656) и получивших название старообрядцы (см. Старообрядчество).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 423.

Старообрядчество (НКА, 1985)

К православию примыкает старообрядчество, которое образует религиозные группировки, не принявшие реформ, проведенных во второй половине XVII в. тогдашним главой Русской православной церкви патриархом Никоном. Проведенные Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущенных ранее при переводе религиозных книг с греческого языка. Исправления эти, как правило, не имели существенного значения. Например, имя сына божьего стали писать „Иисус" вместо прежнего „Исус". Незначительны были и изменения обрядности.

Раскол (Снычев)

РАСКОЛ. Расколом принято называть произошедшее во 2-й пол. XVII в. отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных нестроений и смут, завершившихся в н. XX в. разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки — каждый по-своему — толковали его причины и разъясняли следствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно).